Пояснительная записка (вторая младшая комбинированной направленности) Рабочая программа по ОО «Познавательное развитие» образовательный компонент «составлена в соответствии с Образовательной программой МБДОУ Детского сада «Кристаллик» (далее - Образовательная программа), с Федеральной образовательной программой (далее ФОП). Программа конкретизирует содержание ОО «Познавательное развитие» и даёт распределение периодов организованной образовательной деятельности (далее ООД) по часам с учётом разделов: - «Ознакомление с предметным окружением»; - «Ознакомление с социальным миром»; - «Ознакомление с миром природы». Рабочая программа предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет и разработана с учётом особенностей развития детей данного возраста. Программа определяет обязательную часть Образовательной программы и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: - Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Младшая групп (3-4 лет). М., «Мозаика – Синтез», 2015 г. - Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду». Младшая групп (3-4 лет). М.; «Мозаика – Синтез», 2015г. - Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2–7 лет М.: «Мозаика-синтез», 2014г. -- Программа «Край мой, северный Ямал» Цель Задачи Программа «Край мой, северный Ямал» Ознакомление дошкольников с явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры. Радел «Ознакомление с предметным окружением» Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда. Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром. Радел «Ознакомление с социальным миром» Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира. Радел «Ознакомление с миром природы» Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее. Главная цель по реализации Программы состоит в создании благоприятных условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка и предусматривает формирование у воспитанников целостной картины мира посредством ознакомления с родным краем. Задачи: Развивать способность чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы Ямала; 2 Формировать знания о коренном населении (ненцы, ханты, коми, манси), их образе жизни; о традициях и фольклоре северных народностей; Воспитывать любовь к родному краю, городу, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое об их истории. Особенности организации образовательного процесса Особенностью данной программы является комплексный подход к организации ООД, направленной на активизацию зрительных функций и развитие зрительного восприятия. Активное включение в процесс ООД сохранных анализаторов и речи, как эффективного средства компенсации зрительной недостаточности. Работа строится согласно тематическому планированию. Комбинированную группу посещают здоровые и дети (4) с нарушение зрения (амблиопия, косоглазие), поэтому для данной категории детей созданы специальные условия: - используются подставки «Сигма» с дополнительным освещением, - размещение воспитанников в соответствии с рекомендациями врача офтальмолога, учителя-дефектолога(тифлопедагог). - гимнастика для снятия зрительного напряжения (2-3 минуты). Содержание ОО «Познавательное развитие» Содержание конкретизируется календарно-тематическим планированием (приложение). Возраст 3-4 года (вторая младшая группа) Разделы Программное содержание Ознакомление с социальным миром Знакомить с театром через мини-спектакли и представления, а также через игры-драматизации по произведениям детской литературы. Знакомить с ближайшим окружением (основными объектами городской/поселковой инфраструктуры): дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская. Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; самые любимые места посещения в выходные дни. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. Обращать внимание детей на личностные (доброжелательный, чуткий) и деловые (трудолюбивый, аккуратный) качества человека, которые ему помогают трудиться. Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке) и пр. 3 Ознакомление с миром природы Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания. Знакомить детей с аквариумными рыбками и декоративными птицами (волнистыми попугайчиками, канарейками и др.). Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.), о земноводных (на примере лягушки). Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой. Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др.). Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа и др.), фрукты (яблоко, груша, персики и др.), ягоды (малина, смородина и др.). Дать элементарные представления о растениях данной местности: деревьях, цветущих травянистых растениях (одуванчик, мать-и-мачеха и др.). Показать, как растут комнатные растения (фикус, герань и др.). Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух. Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей. Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается), песка (сухой — рассыпается, влажный — лепится), снега (холодный, белый, от тепла — тает). Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности. Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (чтобы растение росло, нужно его поливать и т. п.). Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.). Сезонные наблюдения Осень. Учить замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в теплые края. Расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи и фрукты и называть их. Зима. Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду). Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их. Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т.д.; участвовать в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек. Весна. Продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы: ярче светит солнце, снег начинает таять, становится рыхлым, выросла трава, распустились листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки. Расширять представления детей о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко — потеплело — появилась травка, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную. Показать, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей на грядки. Лето. Расширять представления о летних изменениях в природе: жарко, яркое солнце, цветут растения, люди купаются, летают бабочки, появляются птенцы в гнездах. Дать элементарные знания о садовых и огородных растениях. Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды. «Путешествие по Расширять представление о родном городе. Познакомить детей с названиями некоторых улиц. Рассказывать о самых красивых местах родного города. городу Салехард иДать элементарное представление о таких праздниках, как День рождение города, Праздник народов Севера. городам Ямала» коренных жителей Ямала. Дать представления о сезонных изменениях в природе Крайнего Севера. Помогать устанавливать простейшие связи между живой и неживой природой (время года – состояние растений). Иметь представления о приспособленности растений и животных к среде обитания (тундра, лесотундра). Различать и называть ягоды и грибы. Узнавать разные породы деревьев по коре и листьям. Иметь представления о домашних животных и их детенышах (олень): особенности поведения, передвижения; что едят; какую пользу приносят людям. Иметь представления о жизни диких животных в природных условиях нашего края; как передвигаются и спасаются от врагов; чем питаются; как приспосабливаются к жизни в условиях Крайнего Севера. Знать правила: не ломать кусты, не мусорить в лесу и т.п.). Обращать внимание на красоту окружающей природы. «Я - частица твоя,Проявлять интерес к истории и культуре родного края. Иметь представления о коренных жителях нашего края, условиях их проживания (чум), традиционной одежде (ягушка, малица). мой Ямал» Иметь представления об основных занятиях ненцев – оленеводство, средством передвижения - оленья упряжка (нарты). Иметь представления детей об общественном транспорте – вертолет, самолет и значение их в условиях Крайнего Севера. Проявлять толерантность и гуманность к сверстникам разных национальностей; уважение к труду, обычаям и традициям «Звуки Ямала» Программа «Край мой, северный Ямал» Целевые ориентиры В соответствии с ФГОС ДО Программа предусматривает определение результатов освоения образовательного материала в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры рассматриваются как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка. Рабочей программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности. Целевые ориентиры, представленные в рабочей программе: 4 не подлежат непосредственной оценке; не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей; не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей; не являются непосредственным основанием при оценке качества образования. Критерии уровней освоения дошкольником рабочей программы носят условный характер и используются как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе. Возрастная группа 3 – 4 года (вторая младшая группа) Разделы Ознакомление с предметным окружением Ознакомление с социальным миром Ознакомление с миром природы Программа «Край мой, северный Ямал» Целевые ориентиры Называет знакомые предметы, объясняет их назначение, называет признаки (цвет, форма, материал). Выделяет признаки и свойства предметов, подбирает и группирует предметы по этим признакам, а также по их назначению. Проявляет познавательную активность, интерес к новым объектам ближайшего окружения, самостоятельно обследует их, стремится экспериментировать с ними. Ориентируется в помещении детского сада. Имеет первичные представления о себе: знает своё имя, возраст, пол. Имеет первичные гендерные представления (мужчины смелые, сильные; женщины нежные, заботливые). Называет членов своей семьи, их имена. Знает название родного города. Знаком с некоторыми профессиями (врач, продавец, воспитатель, повар, шофёр, строитель). Знает и называет некоторые растения, животных и их детёнышей. Знает о садовых и огородных растениях, о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды. Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе. Проявляет бережное отношение к природе. «Путешествие по городу Салехард и городам Ямала» Называет улицы, на которых живут дети. Рассказывает о самых красивых местах родного города. Имеет представление о таких праздниках, как День рождение города, Праздник народов Севера. «Звуки Ямала» Имеет представление о сезонных изменениях в природе Крайнего Севера. Устанавливает простейшие связи между живой и неживой природой (время года – состояние растений). Имеет представление о приспособленности растений и животных в среде обитания (тундра, лесотундра). Различает и называет ягоды и грибы. Узнает разные породы деревьев по коре и листьям. Имеет представления о домашних животных и их детенышах (олень): особенности поведения, передвижения; что едят; какую пользу приносят людям. Имеют представления о жизни диких животных в природных условиях нашего края; как передвигаются и спасаются от врагов; чем питаются; как приспосабливаются к жизни в условиях Крайнего Севера. Знают правила: не ломать кусты, не мусорить в лесу и т.п.). Обращать внимание на красоту окружающей природы. Проявляют интерес к истории и культуре родного края. Имеют представления о коренных жителях нашего края, условиях их проживания (чум), традиционной одежде (ягушка, малица). Иметь представления об основных занятиях ненцев – оленеводство, средством передвижения - оленья упряжка (нарты). Имеют представления детей об общественном транспорте – вертолет, самолет и значение их в условиях Крайнего Севера. Проявляют толерантность и гуманность к сверстникам разных национальностей; уважение к труду, обычаям и традициям коренных жителей Ямала. «Я- частица твоя, мой Ямал» Педагогическая диагностика освоения ОО «Познавательное развитие» проводится два раза в год (в сентябре и мае) и осуществляется с использованием метода педагогического наблюдения, критериальных диагностических методик, во время ООД, и во время свободной самостоятельной деятельности. Показатель развития детей по образовательному компоненту «Познавательное развитие» определяется по трем уровням: 5 Уровни Высокий уровень 3 балла Средний уровень 2 балла Низкий уровень 1 балл Ребенок самостоятельно выполняет все задания, без помощи взрослого, отвечает развернутыми ответами на вопросы. Сообщает дополнительные сведения по вопросу. Ребенок выполняет задания с небольшой помощью взрослого. Требуется пояснение взрослого по ходу выполнения задания. Ребенок не справляется с заданием. Снижена мотивация к выполнению задания. Отказывается от выполнения задания. Диагностическая карта ОО «Познавательное развитие» формирование целостной картины мира вторая младшая группа Группа №______ «__________________________» Н.Г._________________20_____г Дата проведения диагностики: Н К К Н К Н Проявляет бережное отношение к природе Н К Итоговый результат Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе Н Знает и называет некоторые растения, животных и их детёнышей Называет свой город (посёлок, село) Фамилия, имя ребёнка Ориентируется в помещении детского сада № п\п Называет знакомые предметы, объясняет их назначение, называет признаки (цвет, форма, материал) К.Г._________________20_____г. К Н К Н К 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Кто проводил: воспитатель Н.Г.____________________________________ /_________________/ Ф.И.О. роспись К.Г.____________________________________ /_________________/ Ф.И.О. роспись Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6 Диагностическая карта Программе «Программа «Край мой, северный Ямал» Группа №______ «__________________________» Н.Г._________________20_____г Дата проведения диагностики: Главная достопримечатель ность города Салехард . Собери целое из четырех частей: собрать картинки с изображением архитектурного объекта(музей) Объяснить своими словами назови праздник Севера. Назови птиц, животных живущих на Крайнем Севере Покажи на иллюстрации деревья, грибы и ягоды, которые растут на Крайнем Севере Какие знаете народные сказки коренных малочисленных народов Севера? Объяснить своими словами - Чум № п\п Что находится вокруг детского сада «Кристаллик»? К.Г._________________20_____г. Н Н Н Н Н Н Н Н Фамилия, имя ребёнка К К К К К К К Итоговый результат К Н К 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Кто проводил: воспитатель Н.Г.____________________________________ /_________________/ Ф.И.О. роспись К.Г.____________________________________ /_________________/ Ф.И.О. роспись Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7 Распределение учебного материала (Количество занятий) Разделы Ознакомление с предметным окружением Ознакомление с социальным миром Ознакомление с миром природы тема Количество организованной образовательной деятельности 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 36 «Транспорт» «Мебель» «Одежда» «Чудесный мешочек» «Помогите Незнайке» «Теремок» «Найди предметы рукотворного мира» «Деревянный брусочек» «Радио» «Смешной рисунок» «Золотая мама» «Тарелочка из глины» «Что лучше: бумага или ткань?» «Подарки для медвежонка» «Опиши предмет» «Папа, мама, я – семья» «Кто в домике живет» «Варвара краса, длинная коса» «Хорошо у нас в детском саду» «Наш зайчонок заболел» «Приключения в комнате» «Мой родной город» «Вот так мама, золотая прямо» «Как мы с Фунтиком возили песок» «Что мы делаем в детском саду» «Няня моет посуду» «Подарок для крокодила Гены» «Овощи с огорода» «Меняем воду в аквариуме» «В гостях у бабушки» «Подкормим птиц зимой» «В январе, в январе, много снега во дворе…» «У меня живет котенок» «Уход за комнатным растением» «Прогулка по весеннему лесу» «Экологическая тропа» ИТОГО Общее количество часов 15 12 9 36 Организация образовательного процесса Образовательная область «Познавательное развитие» реализуется через организацию ООД (определяется регламентом этой деятельности (расписание) и в совместной деятельности взрослого с детьми в ходе в режимных моментов. Общий объем учебной нагрузки деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН. Общее количество часов организованной образовательной деятельности 8 Возраст 3-4 года (вторая младшая группа) Длительность одного периода ООД (минут) 15 Количество ООД в неделю 1 Количество ООД в месяц 4 Количество ООД в год 36 Применяемые технологии в процессе ООД 1. 2. 3. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности: Игровые технологии; Технологии проблемного обучения; Информационно-компьютерные технологии; Проектная технология. Технологии развивающего обучения: Технологии, опирающиеся на познавательный интерес (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдов); Технологии, опирающиеся на индивидуальный опыт личности (технология И.С. Якиманской); Технологии, опирающиеся на творческие потребности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер); Технологии, опирающиеся на социальные инстинкты (И.П. Иванов) (коллективные творческие дела). Здоровьесберегающие технологи: Учебно-воспитательные технологии (физкультурно-оздоровительная деятельность на занятиях в виде различных гимнастик (зрительных, пальчиковых), физкультминуток, динамических пауз и пр.); Психолого-педагогические технологии (обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми). Методическое обеспечение Программнометодическое обеспечение Литература и пособия Название / Автор - Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, С. Комаровой, М.А. Васильевой. Мозаика - Синтез 2015 г. Методические пособия Формирование элементарных математических представлений Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа (3–4 года). Развитие познавательно - исследовательской деятельности Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4–7 лет). Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3–7 лет). Шиян О. А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке (3–7 лет) (готовится к печати). Ознакомление с предметным окружением и социальным миром Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Младшая группа (3–4 года). Ознакомление с миром природы Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа (3–4 года) (готовится к печати). Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) Д ы б и н а О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Младшая группа (3–4 года). Соломенникова О. А. Ознакомление с природой. Младшая группа (3–4 года). Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа (3–4 года). Наглядно-дидактические пособия Ознакомление с предметным окружением и социальным миром Серия «Мир в картинках»: «Авиация»; «Автомобильный транспорт»; «Арктика и Антарктика»; «Бытовая техника»; «Водный транспорт»; «Высоко в горах»; «Инструменты домашнего мастера»; «Космос»; «Офисная техника и оборудование»; «Посуда»; «Школьные принадлежности». Серия «Рассказы по картинкам»: «В деревне»; «Кем быть?»; «Мой дом»; «Профессии». Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о бытовых приборах»; «Расскажите детям о космонавтике»; «Расскажите детям о космосе»; «Расскажите детям о рабочих инструментах»; «Расскажите детям о транспорте», «Расскажите детям о специальных машинах»; «Расскажите детям о хлебе». Плакаты: «Счет до 10»; «Счет до 20»; «Цвет»; «Форма». Ознакомление с миром природы 9 Плакаты: «Домашние животные»; «Домашние питомцы»; «Домашние птицы»; «Животные Африки»; «Животные средней полосы»; «Овощи»; «Птицы»; «Фрукты». Картины для рассматривания: «Коза с козлятами»; «Кошка с котятами»; «Свинья с поросятами»; «Собака с щенками». Серия «Мир в картинках»: «Деревья и листья»; «Домашние животные»; «Домашние птицы»; «Животные — домашние питомцы»; «Животные жарких стран»; «Животные средней полосы»; «Морские обитатели»; «Насекомые»; «Овощи»; «Рептилии и амфибии»; «Собаки — друзья и помощники»; «Фрукты»; «Цветы»; «Ягоды лесные»; «Ягоды садовые». Серия «Рассказы по картинкам»: «Весна»; «Времена года»; «Зима»; «Лето»; «Осень»; «Родная природа». Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о грибах»; «Расскажите детям о деревьях»; «Расскажите детям о домашних животных»; «Расскажите детям о домашних питомцах»; «Расскажите детям о животных жарких стран»; «Расскажите детям о лесных животных»; «Расскажите детям о морских обитателях»; «Расскажите детям о насекомых»; «Расскажите детям о фруктах»; «Расскажите детям об овощах»; «Расскажите детям о птицах»; «Расскажите детям о садовых ягодах». Магнитофон Видеокамера Фотоаппарат Фиксирование фрагментов детской деятельности для педсоветов, родительских собраний, оформление фотовыставок и фотоальбомов. Интерактивный стол Стол ActivTable компании Promethean – это многопользовательский интерактивный стол, созданный для развития навыков совместной работы учеников, повышения вовлеченности и обучения в соответствии с уровнем учеников. На сенсорной поверхности с интуитивно понятными функциями могут одновременно работать до 6 учеников, используя разнообразные готовые учебные задания, инструменты и ресурсы. Небольшие группы учеников могут совместно выполнять одно задание или независимо работать над частью проекта для всей группы. В отличие от многих инструментов с функцией «мультитач», стол ActivTable компании Promethean специально создан для того, чтобы помочь учителям быстро, легко и эффективно создать среду обучения, направленную на совместную работу. Веб-камеры Предназначенна для видеоконференций, — это, как правило, простые модели камер, подключаемые к компьютеру, на котором запущена программа типа Instant Messenger. Модели камер, используемые в охранных целях, могут снабжаться дополнительными устройствами и функциями (такими, как детекторы движения, подключение внешних датчиков и т. п.) Ноутбук Подготовка презентаций, дидактического материала, конспектов, создание консультаций на сайт ДОУ. Интерактивная доска Просмотр детских обучающих программ, презентаций, слайдов, электронных игр. Оборудование Календарно - тематическое планирование ОО «Познавательное развитие», ООД «Ознакомление с окружающим миром» 3-4 года (вторая младшая группа) Сентябрь М ес яц Тема недели Раздел Тема Программное содержание Ход ООД Компонент ДОУ + НРК 1 (01.09-02.09) «Прощай лето» Ознакомление с предметным окружением «Как я провел лето» 1.Беседа «Где вы были» 2.Игра «Когда это бывает» 3.Д\и «Расскажи с кем ты отдыхал летом» Зрительная гимнастика «Самолет» 2 (05.09-09.09) Детский сад Ознакомление с социальным миром «Здравствуйте» Веракса, Комарова, Васильева «Перспективное планирование» 3 (12.09-16.09) Мой город Ознакомление с социальным миром «Мой родной город» О.В.Дыбина стр.38 Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и отдыхе людей. Развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым. Воспитывать культуру поведения. Познакомить с элементарными правилами поведения, этикой общения и приветствиями. Развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым. Воспитывать культуру поведения. Учить детей называть родной город (поселок). Дать элементарные представления о родном городе. Подвести детей к пониманию того, что в городе много улиц, многоэтажных домов, разных машин. Воспитывать любовь к родному городу. 4 (19.09-23.09) Осень Ознакомление с миром природы «Листопад, листопад, засыпает старый сад» Веракса, Комарова, Васильева Знакомить с характерными особенностями осенних деревьев, строением цветов. Воспитывать любовь к природе. 10 1.Отгадывание загадок, 2.Рассматривание иллюстраций. 3.Рассказ воспитателя о детском садике. 1.Рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением Салехарда, улиц, транспорта. 2.Беседа. 3.Д/у «Расскажи о своем доме». 1.Рассматривание осенних деревьев и листьев. 2.Д/у «Такой листок беги ко мне». Зрительная гимнастика «Самолет», динамическая гимнастика «Поезд» Зрительная гим. «Теремок» Материал: фотографии Салехарда Динамическая пауза «Дети едут на машине» Зрительная гим. «Ветерок» Динамическая пауза «Вот полянка, а Дары осени Ознакомление с миром природы 2 (03.10-07.10) Домашние животные и птицы Ознакомление с миром природы 3 (10.10-14.10) Я на Севере живу Ознакомление с предметным окружением 4 (17.10-21.10) Дикие животные и птицы Ознакомление с миром природы 5 (24.10-28.10) Путешествие в жаркие страны Ознакомление с миром природы 1 (31.10-04.11) Россия – мой дом 2 (07.11-11.11) «В гостях у бабушки» Веракса, Комарова, Васильева «Перспективное планирование» Д. и. «Кукла в национальном костюме» программа «Край, в котором мы живем» вокруг…» Учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа). Расширять представления о выращивании овощных культур. Вызвать желание участвовать в инсценировке русской народной сказки «Репка». Продолжать знакомить с домашними животными, их детенышами. Учить детей правильно обращаться с домашними животными. Формировать заботливое отношение к домашним животным. Упражнять детей в различении и назывании предметов национальной одежды. Помочь детям разобраться в том, какую одежду носят осенью, а какую зимой. 1.Рассматривание презентации «Овощи». 2.Заучивание р.н.п. «Огуречик, огуречик». 3.Д/и «Чудесный мешочек». 1.Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных и их детенышей. 2.Д/и «Кто в домике живет». 3.Раскрашивание раскрасок. 1.Рассматривание картины с зимним пейзажем. 2.Рассматривание национальной одежды. 3.Аппликация «Узор для ягушки». «Как звери в лесу готовятся к зиме» О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр.30 «Посещение зоопарка» С.Н. Николаева «Юный эколог» средняя гр. стр.85 Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей (изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму). 1.Рассматривание картин с изображением животных в лесу. 2.Д/и «Кто в домике живет». 3.Д/у «Чей детеныш». Формировать представления о диких экзотических животных: льве, слоне, обезьянах, крокодиле; дать элементарные сведения о том, где они проживают в природе. Учить детей различать голоса животных. 1.Просмотр презентации «Зоопарк». 2.Беседа о жизни животных в природе. 3.Компьютерная игра «Кто в домике живет». Ознакомление с предметным окружением «Помогите Незнайке» О.В.Дыбина стр.26 Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира. Игры с матрешками. 1.Рассматривание наборов игрушек. 2.Беседа о происхождении предметов. 3.Д/у «Найди предмет». Я среди людей Ознакомление с социальным миром «Папа, мама, я – семья» О.В.Дыбина стр.21 Формировать первоначальные представления о семье. Воспитывать у ребенка интерес к собственному имени. 1.Составление рассказа о маме и папе. 2.Рассматривание семейных альбомов. 3.Д/и «Чьи вещи». 3 (14.11-18.11) Мой дом Ознакомление с предметным окружением «Мебель» О.В.Дыбина стр.20 Учить детей определять и различать мебель, виды мебели, выделять основные признаки предметов мебели (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.); группировать предметы по признакам. 1.Рассматривание кукольной мебели, овощей, фруктов. 2.Д/у «Расставь мебель». 3.Д/у «Угостим куклу Катю чаем». 4 (21.11-25.11) Моя семья. День матери Ознакомление с социальным миром «Варвара краса, длинная коса» О.В.Дыбина стр.28 Знакомить детей с трудом мамы, дать представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке. Формировать уважение к маме. 1.Беседа о прическах девочек. 2.Беседа о мамах и бабушках. 3.Отгадывание загадок. 1 (28.11-02.12) Посуда. Продукты питания Ознакомление с предметным окружением «Знакомство детей с обобщающим понятием «посуда» Учить детей находить сходство и различия в предметах, уметь группировать, объединять предметы по сходным существенным признакам в одно родовое понятие. 1.Беседа. 2.Рассматривание посуды. 3.Описание. Дек абр ь Ноябрь Октябрь 1 (26.09-30.09) «Перспективное планирование» «Овощи с огорода» О.А. Соломенникова стр.25 11 Зрительная гим. «Ветерок» Пальчиковая гимнастика «Хозяйка» Зрительная гим. «Кошка» Динамическая пауза «Кошка» Зрительная гим.«Буратино» Материал: Наборы одежды, кукла. Динамическая пауза «Вот полянка, а вокруг…» Зрительная гимнастика «Буратино» П/и «У медведя во бору» Зрительная гимнастика «Осень» Динамическая пауза «Пять маленьких рыбок» Зрительная гимнастика «Осень» Материал: Наборы игрушек, матрешки Пальчиковая игра «Этот пальчик – дедушка…» Зрительная гимнастика «Осень» Пальчиковая игра «Этот пальчик – дедушка…» Зрительная гимнастика «Осень» Пальчиковая игра «Этот пальчик – дедушка…» Материал: кукла Хомани Зрительная гимнастика «Тренировка» 2 (05.12-09.12) Январь Познакомить с родовым понятием «посуда». Ознакомление с социальным миром «Земля – наш общий дом» Закрепить знания о многообразии растительного и животного мира нашей планеты. Учить детей беречь природу. «Зима в лесу» Веракса, Комарова, Васильева «Перспективное планирование» «Как мы дружно все живем!» Веракса, Комарова, Васильева «Перспективное планирование» Формировать представление о животном мире. Учить узнавать и называть животных, живущих в лесу. Познакомить с зимующими и перелетными птицами. Игровая программа «Народные игры» Дать знания о традициях празднования народных праздников. Познакомить детей с народной игрой «Два мороза», «Важенка и оленята», «Санный поезд». «Знакомство со свойствами и качествами бумаги и ткани. Коллективное изготовление альбома «Елочка» Николаева ср.гр. стр. 54 «В январе, в январе, много снега во дворе…» О.А. Соломенникова стр.34 Уточнять представления детей о бумаге и изделиях из нее (бумагу делают из деревьев, бумага очень нужна людям, из нее изготавливают разные предметы: книги, альбомы, салфетки и др., она бывает разного цвета, тонкая и толстая, мягкая и жесткая, на ней можно рисовать, из нее можно делать игрушки, бумагу надо беречь); упражнять детей в аппликации — умении составлять и склеивать предмет из частей. Уточнять знания детей о зимних явлениях природы. Познакомить детей со свойствами снега. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. Обогащать и активизировать словарный запас. Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, основные признаки (цвет, форма, величина, строение, функции). 3 (12.12-16.12) Зима Ознакомление с миром природы 4 (19.12-30.12) Новый год Ознакомление с миром природы 1 2 (09.01-13.01) Февраль Земля – наш общий дом Алешина стр.72 Зимние выходные Народные игры Ознакомление с социальным и забавы миром 3 (16.01-20.01) Здравствуй, старый Новый год! Ознакомление с предметным окружением 4 (23.01-27.01) Спорт. Зимние забавы Ознакомление с социальным миром 1 (30.01-03.02) Транспорт Ознакомление с предметным окружением «Транспорт» О.В.Дыбина стр.19 2 (06.02-10.02) Народная игрушка. Ознакомление с социальным миром «Знакомство детей со свойствами дерева. Народные игрушки» Алешина стр.80 3 (13.02-17.02) Народные промыслы Ознакомление с социальным миром «Хохлома» 4 (20.02-24.02) Наша армия Ознакомление с социальным миром «Мы поздравляем наших пап!» Веракса, Комарова, Васильева Познакомить с государственным праздником - Новый год. Приобщать к русской праздничной культуре. 1.Рассматривание иллюстраций «Природные зоны земли». 2.Чтение стихотворения В. Орлова «Живой букварь». 3. П/и «Кошки-мышки». 1.Рассматривание изображений диких животных. 2.Беседа «Как звери и птицы живут в лесу зимой». 1.Рассматривание картины «Новый год». 2.Беседа о праздновании Нового года. 3.Хоровод «В лесу родилась елочка». Зрительная гимнастика «Белка» Динамическая пауза Зрительная гимнастика «Ёлка» Материал: ёлочка Беседа о традициях русского народа Просмотр презентации. П/и «Два мороза», «Важенка и оленята», «Санный поезд». 1.Рассматривание бумажной ленты и ленты из ткани. 2.Сравнение. 3.Изготовление книги в подарок родителям. Зрительная гимнастика «Тренировка» 1.Чтение стихотворения С. Маршака «Январь». 2.Эксперименты со снегом. 3.Постройка снеговика. 1.Отгадывание загадок о транспорте. 2.Составление рассказов о транспорте. Зрительная гимнастика «Тренировка» Познакомить детей со свойствами дерева и резины (резина — мягкий, упругий материал; дерево —твердый, неупругий материал). Показать, как люди используют свойства материалов при изготовлении предметов. Дать знания о народных игрушках. Познакомить детей с народным промыслом – хохломская роспись. Дать знания о труде взрослых. Продолжать знакомить с деревянными изделиями. Учить делиться полученными впечатлениями. 1.Рассматривание предметов, определение материала. 2.Определение свойств материалов 3.Знакомство с народными игрушками. Познакомить с государственным праздником - День защитника Отечества. Воспитывать доброе отношение к папе, вызывать чувство гордости за своего отца. 1.Просмотр презентации. 2.Беседа о папах. 3.Рассматривание рисунков. 12 Материал: посуда чайная, столовая, кухонная Зрительная гимнастика «Тренировка» 1.Рассматривание изделий из дерева, покрытых хохломской росписью, 2.описание. 3.Д/у «Кому что нужно». Зрительная гимнастика «Тренировка» Зрительная гимнастика «Самолет» Материал: нарты Динамическая пауза «Мы в автобусе сидим» Зрительная гимнастика «Самолет» Динамическая пауза «Ровным кругом» Зрительная гимнастика «Самолет» Динамическая пауза «У оленя дом большой» Зрительная гимнастика «Комплекс №1» Март Апрель Май 1 (27.02-03.03) Мамин праздник Ознакомление с социальным миром 2 (06.03-10.03) Одежда. Обувь. Ознакомление с социальным миром 3 (13.03-17.03) День Воды. 4 (20.03-24.03) «Перспективное планирование» «Вот так мама, золотая прямо» Дыбина О.В. стр. 39 Игры - эстафеты Продолжать знакомить детей с трудом мам и бабушек, показать их деловые качества; формировать уважение к маме и бабушке, желание рассказывать о них. 1.Беседа о мамах. 2.Д/у «Поможем маме». Зрительная гимнастика «Комплекс №1» «Одежда» О.В.Дыбина стр.23 Упражнять детей в умении определять и различать одежду, выделять основные признаки предметов одежды (цвет, форма, величина, строение); группировать предметы по признакам. 1.Рассматривание картинок «Обувь», «Одежда». 2.Д/и «Кто быстрее». Ознакомление с миром природы «Рыбка, рыбка, где ты спишь?» Познакомить детей со средой обитания рыб – водой, с рекой Обь. На основе стихотворения И. Токмаковой закрепить представления детей о «Домиках» собаки, лисы, белки, мышки. Развивать речь детей. Воспитывать интерес к родному краю. 1. Рассматривание картинок «Рыбы», иллюстраций с изображением Оби. 2. П/и «Рыбки». 3. Лепка камешков для аквариума. Я в мире искусства Ознакомление с социальным миром «Знакомство детей с трудом музыканта» Дать знания о труде музыканта. Познакомить детей с музыкальными инструментами. Воспитывать любовь к искусству. 1.Беседа. 2.Рассматривание картинок «Музыкальные инструменты». 3.Прослушивание классической музыки. 1 (27.03-31.03) Добрые дела Ознакомление с предметным окружением «Путешествие по группе» О.В.Дыбина стр.58 Обобщать знания детей о труде помощника воспитателя, учить выделять результат труда в каждом из трудовых процессов и осознавать его значимость, направленность на заботу о детях. Воспитывать уважение к труду няни. 1.Сравнение глины и песка. 2.Определение свойств глины. 3.Рассматривание изделий из глины. 2 (03.04-07.04) Планета Земля. Космос Ознакомление с предметным окружением «Большие и маленькие звездочки» Веракса, Комарова, Васильева «Перспективное планирование» Продолжить знакомить с явлениями неживой природы: небом, солнцем, месяцем, звездами. Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку, культуру поведения. 1.Просмотр презентации о космосе. 2.Рассматривание альбома «Космос». 3.Беседа о звездах. 3 (10.04-14.04) Праздники Народов Севера Ознакомление с социальным миром «День оленевода» Продолжать знакомить детей с трудом взрослых. Дать знания о труде оленевода. Воспитывать уважение к труду взрослых. 1.Беседа о труде оленевода. 2.Просмотр презентации. 3.П/и «Ловля оленей». 4 (17.04-21.04) Весна Ознакомление с миром природы «Прогулка по весеннему лесу» О.А. Соломенникова стр. 39 Знакомить с характерными особенностями весенней погоды. Расширять представления о лесных растениях и животных. Формировать представления о простейших связях в природе. 1.Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц». 2.П/и «Солнышко и дождик». 3.Хоровод «Березка». Зрительная гимнастика «Комплекс №1» Материал: одежда народов севера Зрительная гимнастика «Комплекс №2» Динамическая пауза «Пять маленьких рыбок» Зрительная гимнастика «Комплекс №2» Динамическая пауза «Эй, ребята, не ленитесь» Зрительная гимнастика «Комплекс №2» Динамическая пауза «У оленя дом большой» Зрительная гимнастика «Комплекс №2» Динамическая пауза «Эй ,ребята, не ленитесь» Зрительная гимнастика «Комплекс №2» Материал: шапочки оленят, иллюстрации. Зрительная гимнастика «Солнышко» Материал: березки, ежик, зайчик, олень, волк Зрительная гимнастика «Солнышко» 5 (24.04-28.04) День Победы Ознакомление с социальным миром «День Победы» Продолжать знакомить детей с праздниками нашей родины. Воспитывать патриотизм, любовь к Родине. 1.Презентация «День Победы». 2.Беседа. 1 (01.05-12.05) Растения Ознакомление с миром природы «Весенние цветы» Дать знания о первоцветах. Закрепить знания о признаках весны. Воспитывать любовь к природе. 1.Беседа о цветах. 2.Рассматривание альбома «Цветы». 3.Н/и «Сложи картинку». 13 Зрительная гимнастика «Солнышко» Материал: шапочки 2 (15.05-19.05) Я человек. Я расту. Ознакомление с социальным миром «Мы - мальчики и девочки» Конкретизировать первоначальные представления о собственной принадлежности в соответствии с внешними признаками (одежда, прическа). 1.Рассматривание кукольной одежды для мальчика и девочки. 2.Чтение Л.Толстого «Была у Насти кукла». 3-4 (22.05-31.05) Скоро лето! Ознакомление с миром природы «Шестиногие малыши» Веракса, Комарова, Васильева «Перспективное планирование» Учить устанавливать отличия у бабочки и жука. У бабочки яркие большие крылья, усики, хоботок. Бабочка ползает, летает. У жука - твердые крылья, жуки ползают и летают, жужжат. 1.Загадывание загадок о насекомых. 2.Беседа о растениях, насекомых. 3.П/и «Ровным кругом». цветов Зрительная гимнастика «Буратино» Динамическая пауза «Мы активно отдыхаем» Зрительная гимнастика «Буратино» Пальчиковая гимнастика «Паучок» Условные обозначения: д/у – дидактическое упражнение; д/и – дидактическая игра; п/и – подвижная игра; н/и – настольная игра. . Календарно - тематическое планирование ОО «Познавательное развитие», Программа «Край мой, северный Ямал» 3-4 года (вторая младшая группа) Тема недели М ес я ц 1 (04.09-08.09) Детский сад Труд воспитателя, няни, повара и врача сентябрь 11.09-15.09 18.09-22.09 Мой город достопримечательно сти Осень Сезонные изменения в природе Раздел Тема Программное содержание Ход ООД «Путешествие по городу Салехард и городам Ямала» «Путешествие по городу Салехард и городам Ямала» 1. Экскурсия по детскому саду Цель: ориентироваться на территории детского сада Познакомить с детским садом, учить ориентироваться по территории детского сада. 2. Беседа «Наш город» Цель: развивать мышление, речь. Знакомить детей с родным городом. «Путешествие по городу Салехард и городам Ямала» 3. День города показ презентации, беседа Цель: познакомить детей с праздником «День города» Беседа: познакомить с Историко-архитектурным комплексом «Обдорский острог» Обогащать словарный запас по теме «Город». умение видеть целостную картину, слышать, понимать произведения искусства. Воспитывать любовь к родному городу Просмотр презентации, Беседа «День города» «Путешествие по городу Салехард и городам Ямала» 4. Знакомство с главным городом: столицей ЯмалаСалехард Цель: знакомить достопримечательностями своего города. 14 Рассказывать о самых красивых местах родного города. Музей имени И.С. Шемановского, музей Юрия Неелова. Беседа, просмотр презентации Компонент ДОУ + НРК Зрительная гимнастика «Самолет» Зрительная гимнастика «Самолет», динамическая гимнастика «Поезд» Зрительная гим. «Теремок» Материал: фотографии Салехарда Динамическая пауза «Дети едут на машине» ноябрь октябрь 25.09-29.09 Осень Сезонные изменения в природе «Путешествие по городу Салехард и городам Ямала» 1. Наблюдения на прогулке за изменениями в природе поздней осенью Цель: дать первоначальные представления о природе Севера. Указать на сезонные изменения, происходящих в тундре и городе осенью. Развивать наблюдательность, мышление, речь. Цель: развивать наблюдательность, проявлять интерес к окружающему миру. осенью - пасмурно, дождливо. Листья на деревья желтеют, краснеют, опадают. Птицы улетают, животные впадают в спячку (воробьи и сороки остаются). Зрительная гим. «Ветерок» Динамическая пауза «Вот полянка, а вокруг…» Осень Сезонные изменения в природе «Путешествие по городу Салехард и городам Ямала» 2.«Растительный мир тундры осенью». Ель сибирская, мох Познакомить с растительным миром тундры. 3. Дары осени, тундры. Цель: познакомить с дарами осени тундры. Учить заботливо и бережно относится к дарам тундры Рассматривание ягоды наших северных лесов – морошки (на презентации или альбом). Зрительная гим. «Ветерок» Пальчиковая гимнастика «Хозяйка» Зрительная гим. «Кошка» Динамическая пауза «Кошка» 2.10-6.10 Дары осени Овощи. Фрукты. Хлеб. Труд взрослых. «Путешествие по городу Салехард и городам Ямала» 2.10-6.10 Домашние животные и птицы. Значение домашних животных и птиц в жизни человека «Путешествие по городу Салехард и городам Ямала» 1. Домашние животные Знакомство с профессией оленевода Цель: развивать наблюдательность, внимание, глазомер, мышление. С помощью демонстрационного материала познакомить с профессией оленевода. Развивать наблюдательность, внимание, глазомер, мышление. Воспитывать доброе отношение к животным. Привить уважение к профессии. 9.10-13.10 Животные Севера «Путешествие по городу Салехард и городам Ямала» 2. «Северный олень» Чтение «Олень» Ю. Шесталов Цель: познакомить детей с главным животным севера. Северный олень- сокровище для коренных жителей севера. Расширять и уточнять представления детей об особенностях жизни оленя. 16.10-20.10 Дикие животные и птицы. Животные леса «Путешествие по городу Салехард и городам Ямала» 3. Животные нашей тундры. Лисица. Знакомство с воробьем. Цель: расширять представления о птицах и животных северного края. 23.10-27.10 Путешествие в жаркие страны. Мир степей и пустынь. «Путешествие по городу Салехард и городам Ямала» 4. Мир степей и пустынь. Цель: Обогатить знания ребёнка о разнообразии растительного и животного мира пустыни и полупустыни. Развивать словарный запас. 30.10-3.11 «Моя Родина» «Путешествие по городу Салехард и городам Ямала» 1.Россия – мой дом. Народов дружная семья. УНТ народов России Цель: развивать у детей чувство патриотизма. 07.11-10.11 Гостеприимство народов Севера. 2.Беседа «Я в гостях на севере» Цель: Воспитание у детей дружеских чувств и эмоционально положительного отношения к народам Севера. Познакомить с лисицей расширять представления о жизни животных осенью. Познакомить воробьем, расширять и уточнять представления детей об особенностях жизни птиц осенью. Углубить и расширить знания детей о птицах учить отличать птиц от других животных севера. Расширить представления детей об особенностях климата пустынь и полупустынь. Уточнить представления дошкольников о роли водоемов в засушливой пустынной зоне. Обогатить знания ребёнка о разнообразии растительного и животного мира пустыни и полупустыни. Закреплять знание детей о России и ЯМАЛЕ; Развивать у детей интерес к культуре северного народа; воспитывать в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет, воспитывать уважение к национальным традициям. приобщение детей к обычаю – гостеприимству народов Севера. Формирование у детей представлений о северных народах и об их традиции, гостеприимства. 13.11-17.11 Мой дом. Жилище, изба, дом. Мебель, утварь. 3.«Кто живет в чуме» Цель: развивать у детей интерес к культуре северного народа Познакомить детей с жильем коренных жителей севера и их жильцами. (презентация, иллюстрации) «Звуки ЯМАЛА» «Звуки ЯМАЛА» 15 Зрительная гим.«Буратино» Материал: Наборы одежды, кукла. Динамическая пауза «Вот полянка, а вокруг…» Зрительная гимнастика «Буратино» П/и «У медведя во бору» Зрительная гимнастика «Осень» Динамическая пауза «Пять маленьких рыбок» Зрительная гимнастика «Осень» Материал: Наборы игрушек, матрешки Пальчиковая игра «Этот пальчик – дедушка…» Зрительная гимнастика «Осень» Пальчиковая игра «Этот пальчик – дедушка…» Зрительная гимнастика «Осень» Пальчиковая игра «Этот пальчик – дедушка…» Зрительная 20.11-24.11 «Звуки ЯМАЛА» 4.«Кто в чуме живет? Цель: Вызвать интерес к народам севера, их быту и традициям Познакомить с традиционной ненецкой сумкой – тучей, Дидактическая игра «Что в туче у чум работницы» (демонстрационный материал) «Народные промыслы» «Звуки ЯМАЛА» 1. познакомить с историей домашней утвари народом севера Цель: Развивать исследовательские и творческие способности. Развивать зрительные, тактильные навыки. Дать представления о национальной домашней утвари «Хув ан»-удлинённая чаша, черпак изготовлены из древесины, кузовки для хранения ягоды изготовлены из бересты. Воспитывать бережное отношение к труду людей.( демонстрационный материал, иллюстрации) Земля – наш общий дом. День округа. «Звуки ЯМАЛА» 2.Тема: «День округа» Показ презентации Цель: познакомить с праздником нашего округа, воспитывать любовь к родному краю Зима. Сезонные изменения в природе «Звуки ЯМАЛА» 3.Зима в тундре (или на севере) Наблюдение на прогулке за зимними изменениями в природе. «Звуки ЯМАЛА» 4.Наблюдение за северным сиянием Новый год. Традиции подготовки и празднования Народные игры и забавы. «Звуки ЯМАЛА» 5.Тема: Традиции народов Севера при праздновании праздника «Новый год» 1. Народные игры и забавы народов Севера. П.и. «Оленья упряжка» 15.01-19.01 Здравствуй, старый Новый год! «Звуки ЯМАЛА» 2.Коляда, коляда отворяй ворота Цель: Расширять представления о зиме. Знакомить с зимними видами спорта, Формировать представления о безопасном поведении зимой, воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы. Цель: Способствовать развитию познавательного интереса к окружающему миру. Цель: продолжать знакомить детей с культурой, обычаями, традициями народов Севера. Цель: привлечение и приобщение детей к национальной культуре и национальным видам спорта народов Севера, через этику народных игр воспитывать уважение к людям, развивать чувство товарищества и доброты. Цель: дать представления о русских обрядовых праздниках. Дать знания о празднике «День округа» Воспитывать интерес к округу, к жизни и деятельности людей, населяющих ее. Рассказать о том, что в округе есть города и села, что люди занимаются рыболовством, оленеводством, заготавливают ягоды и грибы. Стало холодно, вода замерзла, превратилась в лед, идет снег. Деревья без листьев. Люди надевают теплую одежду и обувь. Дети катаются на санках, лыжах, коньках. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. 22.01-26.01 Спорт. Зимние забавы. Зимние забавы. «Я на севере живу» 3.Тема: Беседа: Знакомство с зимними национальными играми Цель: формировать представление о народных играх и забавах, приобщать к традициям народов Севера. «Я на севере живу» 4.Ознакомление с предметным окружением. «Кукла в национальном костюме» Цель: познакомить женскими и национальными сезонными нарядами. 27.11-01.12 4.12-8.12 декабрь 11.12-15.12 18.12-22.12 25.12-29.12 февр аль январь 9.01-12.01 29.01-2.02 «Звуки ЯМАЛА» 16 детей с мужскими нарядами, Познакомить с явлением на севере «Северное сияние».(Демонстрационный материал, презентация) Знакомить с произведениями национальных поэтов о малой родине и Отечестве, представление о социокультурных ценностях нашего народа. Познакомить с содержанием народных игр Продолжать знакомить с обрядовыми праздниками, поддерживать интерес детей к истокам русской культуры, воспитывать чувство патриотизма. «Гонка на оленях», «Хорей». Познакомить с правилами игр, с помощью иллюстрации и презентаций показать общую картину игры. Упражнять детей в различении и назывании предметов национальной одежды. Помочь детям разобраться в том, какую одежду носят осенью, а какую зимой.с помощью иллюстраций показать вышивку на костюме, из бисера, меха, гимнастика «Осень» Пальчиковая игра «Этот пальчик – дедушка…» Зрительная гимнастика «Осень» Зрительная гимнастика «Тренировка» Материал: посуда чайная, столовая, кухонная Зрительная гимнастика «Тремок» Зрительная гимнастика «Белка» Динамическая пауза нировка» Зрительная гимнастика «Ёлка» Материал: ёлочка Зрительная гимнастика «Тренировка» Зрительная гимнастика «Тренировка» Зрительная гимнастика «Тренировка» Зрительная гимнастика «Самолет» Материал: нарты Динамическая пауза «Мы в автобусе сидим» Зрительная гимнастика «Самолет» Динамическая пауза 5.02-9.02 «Ровным кругом» Зрительная гимнастика «Самолет» Динамическая пауза «У оленя дом большой» Зрительная гимнастика «Комплекс №1» Игры - эстафеты Зрительная гимнастика «Комплекс №1» «Я на севере живу» 1.Тема: Знакомство с транспортом северного народа. Цель: приобщение детей национальным традициям обычаям народов Севера. к и «Я на севере живу» 2.Тема: «Национальные игрушки северных детей». Цель: познакомить национальными игрушками. с 19.02-22.02 Народная игрушка. Мир игрушек. (Игрушки народов России) Народные промыслы «Я на севере живу» 3.Тема: «Народные промыслы» Цель: познакомить детей с промыслами народов севера Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру; активное, небезразличное отношение к «малой» родине, ее истории, настоящему и будущему. Знакомить с народными промыслами. Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности 26.02-1.03 Наша армия. «Я на севере живу» 4.Тема: «Я сильный как солдат» Знакомить с «военными» профессиями. Воспитывать любовь к Родине. (презентация, стихи, иллюстрации) Зрительная гимнастика «Комплекс №1» Игры эстафеты, Материалы: одежда народов севера 4.03.-7.03 Мамин праздник. «Я на севере живу» 1.Тема: В гости к хозяйке чума Знакомство с хозяйкой чума, с убранством чума. Беседа: «Мамы разные нужны, мамы разные важны». 11.03-15.03 Одежда. Обувь. Разновидности одежды и обуви. «Я на севере живу» 2.«Национальная одежда и обувь». Цель: осуществлять патриотическое воспитание. Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремления быть сильными, смелыми. Цель: продолжаем знакомство с бытом, культурой и трудом коренных народов Севера. Воспитание духовно- нравственных качеств личности, чувства доброты и заботы к близким людям. Цель: учить узнавать и называть одежду народов Севера. Развивать восприятие, воображение, речь. 3.Тема: «Реки нашего города». (Полуй, Шайтанка) Цель: познакомить с реками нашего города, дать знания о пользе рек в жизни человека и животных. Дать знания о пользе рек для человека и животных. Воспитывать бережное отношение к воде. 4.Беседа на тему 5. «Национальное искусство» Виды искусства: музыкальное, танцевальное, художественное и др. «Я - частица твоя, мой 1.Тема: Беседа «День Ямал» оленевода» Цель: расширять представления детей об искусстве, традициях и обычаях народов Севера. Познакомить детей с народными песнями и танцами. Знакомство с творчеством художников (пословицы, поговорки, сказки), мастеров резьбы по кости (и другое) родного края. Коллективная работа (рисование, аппликация и др), например «Укрась орнаментом народов Севера платье для куклы) Зрительная гимнастика «Комплекс №2» Динамическая пауза «Пять маленьких рыбок» Зрительная гимнастика «Комплекс №2» Динамическая пауза «Эй ребята не ленитесь» Зрительная гимнастика «Комплекс №2» Динамическая пауза «У оленя дом большой» Зрительная гимнастика «Комплекс №2» Динамическая пауза «Эй ребята не ленитесь» Цель: продолжать знакомить детей с праздником и традициями Развивать представления детей о проведении праздников в Северных регионах 12.02-16.02 18.03-22.03 День Воды. Вода в жизни человека, животного, птицы, растения. Рыба. «Я на севере живу» 25.03-29.03 Я в мире искусства. «Я на севере живу» А п р е л ь Март лоскутов. Познакомить детей с видами транспорта на севере. Рассказать о нартах и оленьих упряжках. Игры «Займи место на нарте». Транспорт. Виды транспорта. Правила ПДД. Праздники народов севера 17 знакомить с народными подвижными играми, национальной игрушкой - куклой «Нухуко», ее особенностями. Дидактическая игра «Кукла в национальной одежде» С помощью демонстрационного материла, познакомить детей с национальной одеждой. Мужская «шуба»-малица, женская «шуба»-ягушка. Кисы- традиционная зимняя обувь народов крайнего севера. Зрительная гимнастика народов Севера. Привить чувство уважения к людям тяжелого трудаоленеводам, которые живут в суровых условиях тундры. Цель: вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу о них. 1.04-5.04 Добрые дела. Акция добра. День птиц. «Я - частица твоя, мой Ямал» 2. Тема: Акция покормим птиц. Знакомство с сорокой на прогулке. 8.04-12.04 Праздники Народов Севера. Встреча весны. Вороний день. «Я - частица твоя, мой Ямал» 3.Тема: Праздник «Вороний день». Цель: познакомить детей с одним из древних, национальных праздников весны- «Вороний день» 15.04-19.04 Весна. Сезонные изменения в природе «Я - частица твоя, мой Ямал» 4.Тема: Наблюдение на прогулке весенними изменениями в природе. Цель: дать знания о сезонных изменениях в тундре и городе с наступлением весны. Воспитывать бережное отношения к природе, умение замечать красоту весенней природы. Расширять представления о сезонных изменениях (изменения в погоде, растения зверей и птиц). 22.04-26.04 Растения. Виды растительного мира: деревья, цветы, трава. «Я - частица твоя, мой Ямал» 1.Тема: Экскурсия по территории детского сада. (Распускаются почки, тает снег, бегут ручьи) Цель: обогащение знаний детей о весенних изменениях. Зрительная гимнастика «Солнышко» Шапочки цветочков 29.04-10.05 День Победы. Защитники. Солдаты. Военная техника. «Я - частица твоя, мой Ямал» 2.Тема: Беседа: «День Победы». О героях ЯНАО В годы ВОВ. Рисование «Подарок папе, дедушке» Цель: воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к ветеранам. Закрепить знания детей о ВОВ. Проявлять бережное отношение к природе: не ломать ветки. Расширять представления о простейших связях в природе (потеплело — появилась травка и т. д.). Выявить изменения в природе. Рассказать о подвигах героев ЯНАО в ВОВ, наглядно, с помощью демонстрационного материала показать детям технику, с помощью которой победили врага. 13.05-17.05. Я человек. Я расту. «Я - частица твоя, мой Ямал» 3.Тема: «Ребенок в чуме» Чтение «Колыбельная» Ю. Анко Цель: расширять знания о роли семьи в жизни человека. Закрепить знания о семье. Определять обязанности и трудовые поручения в чуме. Воспитывать уважение и дружеские отношения между членами семьи. 20.05-24.05 Скоро лето! Скоро лето. Виды насекомых. «Я - частица твоя, мой Ямал» 4.Тема: Лето. Комары, бабочки. Цель: учить выявлять сезонные изменения в природе с наступлением лета, воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные представления о садовых и огородных растениях. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и песком. наблюдения за комарами, бабочками, изучение их строения. Расширять представления детей о лете, о сезонных изменениях на участке детского сада. Летом - солнце светит ярко, греет, появляется много цветов. Вода в реке теплая, в ней можно купаться. Птицы поют громко. Зрительная гимнастика «Буратино» Пальчиковая гимнастика «Паучок Зрительная гимнастика «Самолет» Динамическая пауза «У оленя дом большой» 27.05-31.05 Скоро лето! Скоро лето. Виды насекомых. «Я - частица твоя, мой Ямал» 5.Тема: «Изменение в природе» зеленеют листочки, распускаются Цель: расширять знания у детей о сезонных изменениях живой и неживой природы. Учить детей отмечать летние изменения в природе. Знакомство с одуванчиком (рассмотреть его окрас, стебель, листья) 18 Способствовать формированию у детей потребности общению с природой и окружающим миром, ответственности за «братьев наших меньших». Знакомство с внешним строением птицы. Вызывать желание помочь им. Дать знания о дне «День птиц». Побуждать детей к наблюдению за повадками птиц. Расширять представления о народной культуре, продолжать знакомить с устным народным творчеством. «Комплекс №2» Материал: шапочки оленят, иллюстрации Зрительная гимнастика «Комплекс №2» Материал: шапочки оленят, иллюстрации. Зрительная гимнастика «Солнышко» Материал: березки, ежик, зайчик, олень, волк Зрительная гимнастика «Солнышко» Зрительная гимнастика «Буратино» Динамическая пауза «Мы активно отдыхаем» Зрительная гимнастика «Буратино» цветочки, познакомить с одуванчиком. Пальчиковая гимнастика «Паучок 19