Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Кристаллик» Ямальская ул., д.23, К .А ., г. Салехард, Ямало - Ненецкий автономный округ, 629001 Тел./факс (34922) 4-12-76, 4-12-77 E-mail: mdou9@edu.shd.ru О КПО 65015521, ОГРН 1108901000603, ИНН 8901024080, КПП 890101001 Рассмотрено на общем собрании трудового коллектива МБДОУ Детский сад «Кристаллик» Протокол № 7 от 14.02.2023 г. Утверждено заведующего М БДОУ «Кристаллик» 02.2023 г. Петрова Согласовано С первичной профсоюзной организацией М БДО У «Кристаллик» Пре^бедатедкжрофсоюзного комитета Е.Г. Витязева ПОЛОЖЕНИЕ о порядке организации и функционирования группы комбинированной направленности для здоровых детей и детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) МБДОУ Детский сад «Кристаллик» 1.Общие положения 1.1. Настоящее положение регулирует деятельность группы комбинированной направленности для детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) в дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Кристаллик» города Салехард в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», уставом МБДОУ Детский сад «Кристаллик» (далее по тексту ДОУ). 1.2. Нормативными основаниями для деятельности группы для детей с нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие) является: • Конвенция о правах людей с инвалидностью, 13 декабря 2006 года. Статья 24; • Приказ Минпросвещения России от 21.01.2019 №32 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014»; • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, положениями которого закрепляются базовые для реализации обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью понятия: инклюзивное образование, адаптированная образовательная программа и обучающийся с ОВЗ, а так же, определяются основные требования к организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ). • Письма Минобразования России "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении" (от 16.01. 2002 г. № 03-51- 5 ин/ 23-03); • Письма Министерства общего и профессионального образования РФ "Об учителях-дефектологов и педагогах-психологах учреждений образования" (от 22.01.1998 г. № 20-58-07 ин/20-4); Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР-535/07«О коррекционном и инклюзивном образовании». https://docs.cntd.ru/document/499050217?marker=6500IL; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (вместе с "СанПиН 1.2.3685-21. Санитарные правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62296). 2.Порядок направления и приёма детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) в группу комбинированной направленности 2.1.Решение о направлении ребенка в группу комбинированной направленности для детей с нарушением зрения (амблиопия,косоглазие) выносится территориальной психолого-медико-педагогической комиссией ( далее ТПМПК) на основании представленных родителями медицинских документов, результатов обследования ребенка. 2.2.Зачисление в группу комбинированной направленности для детей с нарушением зрения осуществляется на основании заключения ТПМПК, медицинского заключения. 2.4.В тех случаях, когда требуется уточнение диагноза в ходе динамического наблюдения за ребенком, он принимается в группу с рекомендацией комиссии ППк на контроль через 1 год. При необходимости срок может быть продлен ТПМПК. 3.Организация коррекционно-развивающего сопровождения 3.1.Группа комбинированной направленности для детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) создана в целях оказания своевременной систематической психолого-педагогической помощи детям с нарушением зрения, консультативнометодической поддержки родителям (законным представителям) по воспитанию и обучению их ребенка, его социальной адаптации и формирования предпосылок учебной деятельности. 3.2.Группа комбинированной направленности для детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) открывается на основании приказа учредителя, в котором указываются режим ее работы, количество детей. 3.3.В группе комбинированной направленности обеспечивается коррекционно-развивающее сопровождение детей с 1,5 до 7 лет с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие). Количество детей в группах комбинированной направленности не должно превышать: в возрасте старше 3 лет: не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием. 3.4.Группа комбинированной направленности для детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) размещается в помещении, оборудованном и оформленном с учетом возраста детей и отвечающем педагогическим, санитарно-гигиеническим требованиям и правилам пожарной безопасности. 3.5.Организация образовательного процесса группы комбинированной направленности для детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) ведется в соответствии с Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием, Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей слабовидящих, на основе Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием, слабовидящих (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17), с учетом программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. 3.6.Основными формами организации коррекционной работы в группах комбинированной направленности (амблиопия, косоглазие) являются индивидуальные и подгрупповые занятия, продолжительность которых зависят от возрастных особенностей детей: для детей 1,5 - 3 лет - не более 10 минут; для детей от 3-х до 4-х лет - не более 15 минут; для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут; для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут. 3.7.Основными задачами коррекционно-развивающего сопровождения являются: организация комплексного психолого-педагогического изучения особенностей ребенка; динамическое наблюдение развития ребенка в образовательном процессе, определение эффективности реализации индивидуальной программы развития; обеспечение условий для социализации воспитанников с нарушениями зрения. 3.8.Педагогический коллектив ДОУ самостоятелен в выборе методик и технологий воспитания детей с нарушением зрения с учетом индивидуальнопсихологических, типологических особенностей воспитанников индивидуальной программой реабилитации (абилитации) инвалида (при зачислении в группу воспитанника категогии «ребенок-инвалид», а также структуры дефекта, выявленной в ходе комплексной психолого - педагогической диагностики. 3.9.При отсутствии или низкой динамике развития детей специалисты психолого - педагогического консилиума имеют право рекомендовать родителям (законным представителям) провести обследование детей в ТПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута воспитанников. 3.10.В период с сентября по октябрь с воспитанниками группы комбинированной направленности проводится комплексное психологопедагогическое обследование всеми специалистами детского сада: учителемдефектологом (тифлопедагогом), учителем-логопедом, педагогом-психологом. 3.11.На заседании психолого - педагогического консилиума анализируются результаты обследования и составляется индивидуальный маршрут сопровождения воспитанников с ОВЗ. 3.12.В начале учебного года специалисты ППк сопровождения знакомит родителей с индивидуальным маршрутом сопровождения ребенка, в течение года информируют о динамике развития, дают рекомендации по обучению и воспитанию ребёнка с нарушением зрения. 4.Кадровое обеспечение 4.1.Коррекционно-развивающую работу в группе комбинированной направленности осуществляют: учитель-дефектолог (тифлопедагог) – планирует и проводит коррекционные занятия в подгруппах и индивидуально, консультирует родителей, осуществляет взаимодействие с воспитателями и специалистами ДОУ; учитель-логопед – планирует и организует работу по формированию (развитию), речи, взаимодействует по вопросам речевого развития детей с учителемдефектологом (тифлопедагогом), воспитателями, родителями; воспитатель - проводит образовательную деятельность по развитию художественно-эстетического направления, формирует у детей культурно- гигиенические навыки, организует игровую, трудовую, физическую деятельность детей, обеспечивает присмотр, и уход за детьми взаимодействует со специалистами; педагог-психолог – проводит диагностику, консультирует педагогов и родителей, проводит коррекционную работу с детьми; музыкальный руководитель – организует НОД с учетом психофизиологических особенностей воспитанников; инструктор по физической культуре – организует НОД с учетом психофизиологических особенностей воспитанников; социальный педагог – осуществляет социально-педагогическую поддержку воспитанникам их семьям. 4.2.При получении дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности для организации непрерывной образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей детей в штатное расписание вводятся штатные единицы специалистов: учитель-дефектолог (тифлопедагог), учитель-логопед, педагогпсихолог из расчета 1 штатная единица: -учителя-дефектолога (тифлопедагога) на каждые 5-12 обучающихся с ОВЗ; - учителя логопеда на каждые 5-12 обучающихся с ОВЗ; - педагог-психолога на каждые 20 обучающихся с ОВЗ. 5.Делопроизводство Для фиксирования коррекционного процесса, отслеживания динамики развития воспитанников, педагогами (воспитатели, специалисты ДОУ) на группе предусмотрено ведение документации. Перечень: перспективный план работы на учебный год (учитель-дефектолог (тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог); календарный план проведения непосредственно образовательной деятельности (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели группы); табель учета посещаемости воспитанниками коррекционных занятий (учитель-дефектолог (тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели группы); диагностические карты (специалисты ДОУ); отчетная документация по результатам работы (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели группы); индивидуальный дневник наблюдения воспитанника (воспитатели группы, специалисты ДОУ); «лист взаимодействия» (специалист-воспитатель); индивидуальная программа коррекционной работы воспитанника; рабочие программы (воспитатели группы, специалисты ДОУ); «динамика развития ребенка зачисленного на психолого-педагогическое сопровождение» (воспитатели, специалисты ДОУ). 6.Руководство группой комбинированной направленности для детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) 6.1. Непосредственное руководство работой учителя-дефектолога (тифлопедагога) осуществляет администрация ДОУ. 6.2. Методист (по коррекционной работе) обеспечивает: непосредственный контроль; научно-методическое сопровождение; консультативную помощь учителю-дефектологу (тифлопедагогу); координацию взаимодействия учителя-дефектолога (тифлопедагога) со специалистами детского сада.