Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Кристаллик»_____________________________ Ямальская ул., д.23, К .А ., г. Салехард, Ямало - Ненецкий автономный округ, 629001 Тел./факс (34922) 4-12-76, 4-12-77 E-mail: mdou9@edu.shd.ru ОКПО 65015521, ОГРН 1108901000603, ИНН 8901024080, КПП 890101001 Рассмотрено на общем собрании трудового коллектива МБДОУ Детский сад «Кристаллик» Протокол № 7 от 14.02.2023 г. Утверждено <азом заведующего М БДОУ Мд «Кристаллик» 1.02.2023 г. I . Петрова Согласовано С первичной профсоюзной организацией М БДО У «Кристаллик» Пред^едзТел^фофсоюзного комитета Е .Г. Витязева ПОЛОЖЕНИЕ о тифлопункте муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад «Кристаллик» 1. Общие положения 1.1.Настоящее Положение о тифлопункте (далее Положение) муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад «Кристаллик» (далее - ДОУ) разработано в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. N 273 "Об образовании в Российской Федерации", приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 №373 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования», уставом МБДОУ «Детский сад «Кристаллик», на основании «Временного положения о порядке организации логопедических пунктов, функционирующих при дошкольных образовательных учреждениях», утвержденного приказом Департамента образования Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа № 305 от 12 апреля 2002 г. 1.2. Настоящее Положение регламентирует деятельность тифлопункта в ДОУ (далее Тифлопункт). Тифлопункт в ДОУ организуется с целью оказания помощи детям, имеющим нарушения в развитии зрительного восприятия (слабовидящие/ амблиопия, косоглазие). 1.3.Основными задачами Тифлопункта являются коррекция нарушений зрительной функции и своевременное предупреждение, преодоление трудностей в освоении воспитанниками образовательных программ дошкольного образования, обусловленных имеющейся первичной зрительной патологии. В своей работе Тифлопункт, открытый в ДОУ для детей, имеющих нарушения зрительного восприятия, руководствуется уставом ДОУ, настоящим Положением, документами, утвержденными Институтом коррекционной педагогики РАО, программно-методическими материалами. 2.Направления деятельности Тифлопункта 2.1. Коррекционное: • создание условий, направленных на коррекцию нарушений в развитии зрительного восприятия воспитанников и обеспечивающих достижение воспитанниками, имеющими нарушения зрения уровня развития, соответствующего возрастной норме. 2.2. Мониторинговое: • отслеживание динамики развития детей, их успешности в освоении образовательной программы дошкольного образования. 2.3. Профилактическое: • создание условий, направленных на профилактику нарушений в развитии зрительной функции воспитанников дошкольного возраста. 2.4. Просветительское: • создание условий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических работников ДОУ, педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих патологию зрения. 3. Организация работы 3.1.На Тифлопункт зачисляются дети с нарушением зрения (слабовидящие/ с амблиопией, косоглазием). 3.2.Нагрузка учителя-дефектолога (тифлопедагога) на 1,0 ставку предусматривает одновременную работу по коррекции нарушения зрительной функции в течение года до 25 детей. 3.3. Зачисление осуществляется на основе заключения врача-офтальмолога и ТПМПК. Зачисление и выпуск детей осуществляется психолого-педагогическим консилиумом (далее – ППк) ДОУ, оформляется протокол (список) приема и выпуска детей по форме. 3.4.Обследование учителя-дефектолога (тифлопедагога) и зачисление в Тифлопункт ДОУ проводится с согласия родителей (законных представителей), оформленного в письменной форме. 3.5.При зачислении учитываются характер и степень тяжести зрительных нарушений, возраст детей. 3.6.В случае отказа родителей (законных представителей) от перевода ребенка со сложной зрительной патологией в группу комбинированной направленности учитель-дефектолог (тифлопедагог) не несет ответственности за коррекцию и компенсацию зрительного дефекта. 3.7.Сроки коррекционной работы на Тифлопункте зависят от степени выраженности зрительных нарушений, индивидуально-личностных особенностей детей. 3.8.Основная организационная форма коррекционной работы в Тифлопункте – индивидуальные и подгрупповые занятия. Частота и продолжительность индивидуальных занятий определяется возрастом и психофизическими особенностями (не менее 2-3 раз в неделю). Длительность проведения занятий – от 10 до 20 минут. Подгрупповые занятия организуются по мере необходимости на определенных этапах коррекционно-педагогической работы, если есть дети одного возраста, имеющие сходные по характеру и степени выраженности нарушения. Длительность подгрупповых занятий от 15 до 30 минут, в зависимости от возраста детей, частота проведения определяется степенью выраженности нарушенных компонентов. 3.9.Недельная нагрузка учителя - тифлопедагога в условиях работы на Тифлопункте ДОУ составляет 20 часов, из которых 18 отводится на непосредственно коррекционную работу с детьми, а 2 часа на организационно-методическую и консультативную работу с педагогическим персоналом ДОУ и родителями (законными представителями). 3.10.Ответственность за посещение детьми занятий в Тифлопункте возлагается на учителя-дефектолога (тифлопедагога), воспитателей групп, чьи воспитанники занимаются в Тифлопункте, администрацию МБДОУ. 3.11.Родители несут ответственность за выполнение рекомендаций учителядефектолога (тифлопедагога), оформляемых в тетради взаимосвязи. 4. Участники коррекционной работы 4.1. Учитель-дефектолог (тифлопедагог): 4.1.1. Проводит обследование уровня развития зрительного восприятия детей. 4.1.2.Подготавливает список воспитанников, зачисленных в Тифлопункт на учебный год, в соответствии с предельной наполняемостью. 4.1.3.Определяет периодичность, продолжительность проведения индивидуальных и подгрупповых занятий в Тифлопункте в соответствии с п.3.9. настоящего Положения. 4.1.4.Планирует, проводит коррекционную работу с воспитанниками по исправлению нарушений в развитии зрительного восприятия. 4.1.5.Самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы. Составляет индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в развитии зрения, разрабатывает рабочие программы с учетом профиля нарушения зрительного восприятия воспитанников, зачисленных на сопровождение. 4.1.6.Осуществляет отслеживание динамики устранения нарушений зрительного восприятия воспитанников, зачисленных в Тифлопункт. Корректирует содержание коррекционной работы, методы и приемы помощи. 4.1.7.Взаимодействует с врачом-офтальмологом, педагогическими работниками, родителями (законными представителями) ДОУ: • по проведению коррекционной работы с воспитанниками, зачисленными в Тифлопункт; • по вопросам освоения образовательной программы дошкольного образования воспитанниками, зачисленными в Тифлопункт. 4.1.8.Оказывает консультативную помощь педагогическим работникам, родителям (законными представителями) по преодолению у воспитанников нарушений, связанных с патологией зрительной функции, информирует о ходе коррекционной работы, дает необходимые рекомендации. 4.1.9.Проводит повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения. 4.1.10.Осуществляет связь со специалистами учреждений здравоохранения, территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, с учителямидефектологами других образовательных учреждений. 4.1.11.Контролирует выполнение воспитателями рекомендаций по проведению индивидуальной работы по коррекции и профилактике нарушения зрения у воспитанников ДОУ. 4.1.12. Ведёт необходимую документацию по планированию, проведению коррекционной работы. 4.1.13.Предоставляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы Тифлопункта. 4.2. Воспитатель: 4.2.1.Создает предметную развивающую среду для своевременного развития зрительного восприятия и профилактики нарушений зрения воспитанников группы. 4.2.2. Наблюдает за ходом развития воспитанников группы, диагностирует предпосылки и признаки нарушений в развитии зрительной функции воспитанников группы. 4.2.3.Планирует по рекомендациям учителя-дефектолога (тифлопедагога) индивидуальную работу по развитию зрительного восприятия воспитанников группы, зачисленных в Тифлопункт. 4.2.4.Участвует в реализации коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в развитии зрительного восприятия, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы, зачисленных в Тифлопункт. 4.2.5.Осуществляет контроль за соблюдением рекомендаций врачаофтальмолога, учителя-дефектолога (тифлопедагога) зачисленных в Тифлопункт, во всех видах детской деятельности, режимных моментах в течение дня. 4.2.6.Взаимодействует с учителем-дефектологом (тифлопедагогом), родителями (законными представителями) ДОУ по вопросам освоения образовательной программы дошкольного образования воспитанниками, зачисленными в Тифлопункт. 4.2.7.Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей) воспитанников, зачисленных в Тифлопункт. Обеспечивает заинтересованность в ее результативности. 4.3.Заведующий Учреждения: 4.3.1. Обеспечивает условия: • направленные на коррекцию и компенсацию нарушений в развитии зрительной функции воспитанников; • направленные на профилактику нарушений в развитии зрения воспитанников ДОУ. 4.3.2. Обеспечивает комплектование Тифлопункта. Приказом по ДОУ утверждает список детей, зачисленных в Тифлопункт. 4.3.3. Осуществляет контроль за работой Тифлопункта. 4.4. Заместитель заведующего по ВМР: 4.4.1.Планирует, координирует взаимодействие педагогических работников, родителей (законных представителей) ДОУ по вопросам освоения образовательной программы дошкольного образования воспитанниками, зачисленными в Тифлопункт. 4.4.2.Обеспечивает повышение профессиональной компетентности педагогических работников ДОУ, педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста. 4.4.3.Обеспечивает взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогических, медицинских работников ДОУ и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям, имеющим нарушения зрения. 4.4.4. Осуществляет анализ мониторинга и результативность коррекционной работы. 4.4.5. Контролирует: • применение педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в развитии зрительного восприятия детей; • соблюдение требований к максимально допустимому объему недельной образовательной нагрузки; • динамику в устранении нарушений зрительного восприятия воспитанников, зачисленных в Тифлопункт. 4.5. Родители (законные представители): 4.5.1.Создают в семье условия необходимые для выполнения рекомендаций врача-офтальмолога и учителя-дефектолога (тифлопедагога). 4.5.2.Взаимодействуют с педагогическими работниками по преодолению нарушений, связанных с патологией зрения ребёнка. 5. Материально-техническое обеспечение и финансовое обеспечение 5.1.Для кабинета тифлопедагога выделяется специальный кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям (наличие умывальника, правильной освещенности, условий для соблюдений воздушного режима и т. д.), оснащенный специальным оборудованием согласно общим требованиям, предъявленным к оборудованию логопедического кабинета. 5.2.Оплата труда учителя-дефектолога (тифлопедагога), работающего в Тифлопункте МБДОУ, производится из расчета 20 часов в неделю. 6. Документация учителя - дефектолога (тифлопедагога) 6.1. При оказании помощи учителем-дефектологом (тифлопедагогом) в образовательном учреждении ведется следующая документация: • Утвержденный список воспитанников, зачисленных в Тифлопункт. • Годовой план работы учителей-дефектологов (тифлопедагогов). • Расписание (циклограмма) индивидуальных и подгрупповых занятий, с воспитанниками, зачисленными в Тифлопункт. • Табель/журнал посещаемости занятий. • Индивидуальная тифлопедагогическая карта развития воспитанника. • Программы и/или планы тифлопедагогической работы. • Карта взаимодействия по коррекционной помощи учителя-дефектолога (тифлопедагога) и воспитателей групп (* тифлопедагог свободен в выборе формы). • Журнал/табель учёта посещаемости занятий воспитанниками. • Журнал обследования зрительного восприятия воспитанников. • Отчётная документация по результатам работы тифлопедагога.