Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Положение о тифлопункте

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Кристаллик»_____________________________
Ямальская ул., д.23, К .А ., г. Салехард, Ямало - Ненецкий автономный округ, 629001
Тел./факс (34922) 4-12-76, 4-12-77 E-mail: mdou9@edu.shd.ru
ОКПО 65015521, ОГРН 1108901000603, ИНН 8901024080, КПП 890101001
Рассмотрено
на общем собрании трудового коллектива
МБДОУ Детский сад «Кристаллик»
Протокол № 7 от 14.02.2023 г.

Утверждено
<азом заведующего М БДОУ
Мд «Кристаллик»
1.02.2023 г.
I . Петрова

Согласовано
С первичной профсоюзной организацией
М БДО У «Кристаллик»
Пред^едзТел^фофсоюзного комитета
Е .Г. Витязева
ПОЛОЖЕНИЕ
о тифлопункте муниципального бюджетного образовательного
учреждения «Детский сад «Кристаллик»
1. Общие положения
1.1.Настоящее
Положение
о
тифлопункте
(далее
Положение)
муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад
«Кристаллик» (далее - ДОУ) разработано в соответствии с Федеральным Законом от
29 декабря 2012 г. N 273 "Об образовании в Российской Федерации",
приказом
Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 №373 « Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам дошкольного образования», уставом МБДОУ
«Детский сад «Кристаллик», на основании «Временного положения о порядке
организации логопедических пунктов, функционирующих при дошкольных
образовательных
учреждениях»,
утвержденного
приказом
Департамента
образования Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа № 305 от 12
апреля 2002 г.
1.2.
Настоящее Положение регламентирует деятельность тифлопункта в ДОУ
(далее Тифлопункт). Тифлопункт в ДОУ организуется с целью оказания помощи
детям, имеющим нарушения в развитии зрительного восприятия (слабовидящие/
амблиопия, косоглазие).
1.3.Основными задачами Тифлопункта
являются коррекция нарушений
зрительной функции и своевременное предупреждение, преодоление трудностей в
освоении воспитанниками образовательных программ дошкольного образования,
обусловленных имеющейся первичной зрительной патологии.
В своей работе Тифлопункт, открытый в ДОУ для детей, имеющих нарушения
зрительного восприятия, руководствуется уставом ДОУ, настоящим Положением,
документами, утвержденными Институтом коррекционной педагогики РАО,
программно-методическими материалами.
2.Направления деятельности Тифлопункта
2.1. Коррекционное:
• создание условий, направленных на коррекцию нарушений в развитии
зрительного восприятия
воспитанников и обеспечивающих достижение

воспитанниками, имеющими нарушения зрения
уровня
развития,
соответствующего возрастной норме.
2.2. Мониторинговое:
• отслеживание динамики развития детей, их успешности в освоении
образовательной программы дошкольного образования.
2.3. Профилактическое:
• создание условий, направленных на профилактику нарушений в развитии
зрительной функции воспитанников дошкольного возраста.
2.4. Просветительское:
• создание условий, направленных на повышение
профессиональной
компетентности педагогических работников ДОУ, педагогической компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей
дошкольного возраста, имеющих патологию зрения.

3. Организация работы
3.1.На Тифлопункт зачисляются дети с нарушением зрения (слабовидящие/ с
амблиопией, косоглазием).
3.2.Нагрузка учителя-дефектолога (тифлопедагога) на 1,0 ставку
предусматривает одновременную работу по коррекции нарушения зрительной
функции в течение года до 25 детей.
3.3. Зачисление осуществляется на основе заключения врача-офтальмолога и
ТПМПК.
Зачисление и выпуск детей осуществляется психолого-педагогическим
консилиумом (далее – ППк) ДОУ, оформляется протокол (список) приема и выпуска
детей по форме.
3.4.Обследование учителя-дефектолога (тифлопедагога) и зачисление в
Тифлопункт
ДОУ проводится с согласия родителей (законных представителей),
оформленного в письменной форме.
3.5.При зачислении учитываются характер и степень тяжести зрительных
нарушений, возраст детей.
3.6.В случае отказа родителей (законных представителей) от перевода ребенка
со сложной зрительной патологией в группу комбинированной направленности
учитель-дефектолог (тифлопедагог) не несет ответственности за коррекцию и
компенсацию зрительного дефекта.
3.7.Сроки коррекционной работы на Тифлопункте зависят от степени
выраженности зрительных нарушений, индивидуально-личностных особенностей
детей.
3.8.Основная организационная форма коррекционной работы в Тифлопункте –
индивидуальные и подгрупповые занятия. Частота и продолжительность
индивидуальных занятий определяется
возрастом и психофизическими
особенностями (не менее 2-3 раз в неделю). Длительность проведения занятий – от
10 до 20 минут.
Подгрупповые занятия организуются по мере необходимости на
определенных этапах коррекционно-педагогической работы, если есть дети одного
возраста, имеющие сходные по характеру и степени выраженности нарушения.
Длительность подгрупповых занятий от 15 до 30 минут, в зависимости от возраста
детей, частота проведения определяется степенью выраженности нарушенных
компонентов.
3.9.Недельная нагрузка учителя - тифлопедагога в условиях работы на
Тифлопункте ДОУ составляет 20 часов, из которых 18 отводится на непосредственно
коррекционную работу с детьми, а 2 часа на организационно-методическую и

консультативную работу с педагогическим персоналом
ДОУ и родителями
(законными представителями).
3.10.Ответственность за посещение детьми занятий в Тифлопункте
возлагается на учителя-дефектолога (тифлопедагога), воспитателей групп, чьи
воспитанники занимаются в Тифлопункте, администрацию МБДОУ.
3.11.Родители несут ответственность за выполнение рекомендаций учителядефектолога (тифлопедагога), оформляемых в тетради взаимосвязи.
4. Участники коррекционной работы
4.1. Учитель-дефектолог (тифлопедагог):
4.1.1. Проводит обследование уровня развития зрительного восприятия
детей.
4.1.2.Подготавливает список воспитанников, зачисленных в Тифлопункт на
учебный год, в соответствии с предельной наполняемостью.
4.1.3.Определяет
периодичность,
продолжительность
проведения
индивидуальных и подгрупповых занятий в Тифлопункте в соответствии с п.3.9.
настоящего Положения.
4.1.4.Планирует, проводит коррекционную работу с воспитанниками по
исправлению нарушений в развитии зрительного восприятия.
4.1.5.Самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы.
Составляет индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия,
обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей,
имеющих нарушения в развитии зрения, разрабатывает рабочие программы с
учетом профиля нарушения зрительного восприятия воспитанников, зачисленных
на сопровождение.
4.1.6.Осуществляет отслеживание динамики устранения
нарушений
зрительного восприятия воспитанников, зачисленных в Тифлопункт. Корректирует
содержание коррекционной работы, методы и приемы помощи.
4.1.7.Взаимодействует
с
врачом-офтальмологом,
педагогическими
работниками, родителями (законными представителями) ДОУ:
• по проведению коррекционной работы с воспитанниками, зачисленными в
Тифлопункт;
• по вопросам освоения образовательной программы дошкольного
образования воспитанниками, зачисленными в Тифлопункт.
4.1.8.Оказывает консультативную помощь педагогическим работникам,
родителям (законными представителями) по преодолению у воспитанников
нарушений, связанных с патологией зрительной функции, информирует о ходе
коррекционной работы, дает необходимые рекомендации.
4.1.9.Проводит повышение педагогической компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного
возраста, имеющих нарушения зрения.
4.1.10.Осуществляет связь со специалистами учреждений здравоохранения,
территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, с учителямидефектологами других образовательных учреждений.
4.1.11.Контролирует выполнение воспитателями рекомендаций по
проведению индивидуальной работы по коррекции и профилактике нарушения
зрения у воспитанников ДОУ.
4.1.12. Ведёт необходимую документацию по планированию, проведению
коррекционной работы.
4.1.13.Предоставляет ежегодный отчет о результативности коррекционной
работы Тифлопункта.
4.2. Воспитатель:

4.2.1.Создает предметную развивающую среду для своевременного развития
зрительного восприятия и профилактики нарушений зрения воспитанников
группы.
4.2.2. Наблюдает за ходом развития воспитанников группы, диагностирует
предпосылки и признаки нарушений в
развитии зрительной функции
воспитанников группы.
4.2.3.Планирует по рекомендациям учителя-дефектолога (тифлопедагога)
индивидуальную работу по развитию зрительного восприятия воспитанников
группы, зачисленных в Тифлопункт.
4.2.4.Участвует в реализации коррекционных мероприятий, обеспечивающих
коррекцию и компенсацию отклонений в развитии зрительного восприятия, с
учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы,
зачисленных в Тифлопункт.
4.2.5.Осуществляет контроль за соблюдением рекомендаций врачаофтальмолога, учителя-дефектолога (тифлопедагога) зачисленных в Тифлопункт,
во всех видах детской деятельности, режимных моментах в течение дня.
4.2.6.Взаимодействует
с
учителем-дефектологом
(тифлопедагогом),
родителями (законными представителями) ДОУ по вопросам освоения
образовательной программы дошкольного образования воспитанниками,
зачисленными в Тифлопункт.
4.2.7.Вовлекает
в
коррекционную
работу
родителей
(законных
представителей) воспитанников, зачисленных в Тифлопункт. Обеспечивает
заинтересованность в ее результативности.
4.3.Заведующий Учреждения:
4.3.1. Обеспечивает условия:
• направленные на коррекцию и компенсацию нарушений в развитии
зрительной функции воспитанников;
• направленные на профилактику нарушений в развитии зрения
воспитанников ДОУ.
4.3.2. Обеспечивает комплектование Тифлопункта. Приказом по ДОУ
утверждает список детей, зачисленных в Тифлопункт.
4.3.3. Осуществляет контроль за работой Тифлопункта.
4.4. Заместитель заведующего по ВМР:
4.4.1.Планирует, координирует взаимодействие педагогических работников,
родителей (законных представителей) ДОУ по вопросам освоения образовательной
программы дошкольного образования воспитанниками, зачисленными в
Тифлопункт.
4.4.2.Обеспечивает повышение
профессиональной компетентности
педагогических работников ДОУ, педагогической компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного
возраста.
4.4.3.Обеспечивает
взаимодействие
в
разработке
и
реализации
коррекционных мероприятий педагогических, медицинских работников ДОУ и
других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям,
имеющим нарушения зрения.
4.4.4. Осуществляет анализ мониторинга и результативность коррекционной
работы.
4.4.5. Контролирует:
• применение педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и
компенсацию отклонений в развитии зрительного восприятия детей;

• соблюдение требований к максимально допустимому объему недельной
образовательной нагрузки;
• динамику
в устранении
нарушений зрительного восприятия
воспитанников, зачисленных в Тифлопункт.
4.5. Родители (законные представители):
4.5.1.Создают в семье условия необходимые для выполнения рекомендаций
врача-офтальмолога и учителя-дефектолога (тифлопедагога).
4.5.2.Взаимодействуют с педагогическими работниками по преодолению
нарушений, связанных с патологией зрения ребёнка.
5. Материально-техническое обеспечение и финансовое обеспечение
5.1.Для
кабинета тифлопедагога выделяется специальный кабинет,
отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям (наличие умывальника,
правильной освещенности, условий для соблюдений воздушного режима и т. д.),
оснащенный специальным оборудованием согласно общим требованиям,
предъявленным к оборудованию логопедического кабинета.
5.2.Оплата труда учителя-дефектолога (тифлопедагога), работающего в
Тифлопункте МБДОУ, производится из расчета 20 часов в неделю.
6. Документация учителя - дефектолога (тифлопедагога)
6.1. При оказании помощи учителем-дефектологом (тифлопедагогом) в
образовательном учреждении ведется следующая документация:
• Утвержденный список воспитанников, зачисленных в Тифлопункт.
• Годовой план работы учителей-дефектологов (тифлопедагогов).
• Расписание (циклограмма) индивидуальных и подгрупповых занятий, с
воспитанниками, зачисленными в Тифлопункт.
• Табель/журнал посещаемости занятий.
• Индивидуальная тифлопедагогическая карта развития воспитанника.
• Программы и/или планы тифлопедагогической работы.
• Карта взаимодействия по коррекционной помощи учителя-дефектолога
(тифлопедагога) и воспитателей групп (* тифлопедагог свободен в выборе формы).
• Журнал/табель учёта посещаемости занятий воспитанниками.
• Журнал обследования зрительного восприятия воспитанников.
• Отчётная документация по результатам работы тифлопедагога.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».