Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

11OZNAK C OKR

Пояснительная записка
(средняя группа комбинированной направленности)
Рабочая программа по ОО «Познавательное развитие» образовательный компонент «составлена в соответствии с Образовательной
программой МБДОУ Детского сада «Кристаллик» (далее - Образовательная программа), с Федеральной образовательной программой (далее
ФОП).
Программа конкретизирует содержание
ОО «Познавательное развитие» и даёт распределение периодов организованной
образовательной деятельности (далее ООД) по часам с учётом разделов: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»;
«Ознакомление с предметным окружением»; «Ознакомление с социальным миром»; «Ознакомление с миром природы».
Рабочая программа предназначена для детей в возрасте от 4 до 5 лет и разработана с учётом особенностей
развития детей
данного возраста.
ОО «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных
представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,
размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и
следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира» (см. пункт 2.6.
ФГОС ДО).
Программа определяет обязательную часть Образовательной программы и часть, формируемую участниками образовательного
процесса
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере
профессиональной необходимости.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа» М., «Мозаика – Синтез», 2014 г.
- Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду» М.; «Мозаика – Синтез», 2015г.
- Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2–7 лет М.: «Мозаика-синтез», 2014г.
- Программа «Край мой, северный Ямал»
Цель
Задачи

Ознакомление дошкольников с явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической
культуры.
Радел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»
Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование
первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале,
звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки
предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Радел «Ознакомление с предметным окружением»

2

Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и
результата труда.
Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и
совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между
миром предметов и природным миром.
Радел «Ознакомление с социальным миром»
Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных
традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.
Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
Радел «Ознакомление с миром природы»

Программа
«Край
мой,
северный
Ямал»

Раздел «Ознакомление с природой и природными явлениями»
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.
Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и
защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
Главная цель по реализации Программы состоит в создании благоприятных условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала
ребенка и предусматривает формирование у воспитанников целостной картины мира посредством ознакомления с родным краем.
Задачи:
• Развивать способность чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы Ямала;
• Формировать знания о коренном населении (ненцы, ханты, коми, манси), их образе жизни; о традициях и фольклоре северных народностей;
• Воспитывать любовь к родному краю, городу, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое об их истории.

Особенности организации образовательного процесса
Особенностью данной программы является комплексный подход к организации ООД, направленной на активизацию зрительных
функций и развитие зрительного восприятия. Активное включение в процесс ООД сохранных анализаторов и речи, как эффективного
средства компенсации зрительной недостаточности.
Работа строится согласно тематическому планированию.
Комбинированную группу посещают здоровые и дети (4) с нарушение зрения (амблиопия, косоглазие), поэтому для данной категории
детей созданы специальные условия:
- используются подставки «Сигма» с дополнительным освещением;
- размещение воспитанников в соответствии с рекомендациями врача офтальмолога, учителя-дефектолога (тифлопедагог);
- гимнастика для снятия зрительного напряжения (2-3 минуты).
Содержание ОО «Познавательное развитие»
Содержание конкретизируется календарно-тематическим планированием (приложение).
3

Возраст
4-5 лет
(средняя
группа)

Разделы

Программное содержание

Развитие
познавательноисследовательс
кой
деятельности
Ознакомление
с предметным
окружением

Продолжать знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью специально разработанных систем
сенсорных эталонов, помогать осваивать перцептивные действия. Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его
практического исследования.
Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности. Учить
понимать и использовать в познавательно-исследовательской деятельности модели, предложенные взрослым.
Создавать условия для расширения представлений детей об объектах окружающего мира. Рассказывать о предметах, необходимых детям в
разных видах деятельности (игре, труде, рисовании, аппликации и т. д.). Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус,
поезд, самолет, теплоход).
Продолжать знакомить детей с признаками предметов, побуждать определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах
(стекло, металл, резина, кожа, пластмасса), из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность
изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п.).
Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов
обихода.
Расширять представления о правилах поведения в общественных местах.
Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход).
Формировать первичные представления о школе.
Продолжать знакомить с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них,
правилами поведения.
Рассказывать о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях. Дать детям доступные их пониманию
представления о государственных праздниках. Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники,
моряки, летчики).
Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности (с опорой на опыт детей). Продолжать
знакомить с различными профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач и т. д.); расширять и обогащать представления о трудовых
действиях, орудиях труда, результатах труда.
Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования.
Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка), его
достопримечательностях.
Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках.
Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).
Расширять представления детей о природе.
Знакомить с домашними животными, декоративными рыбками (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем и др.),
птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.).
Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у
ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).
Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).
Расширять представления о фруктах (яблоко, груша, слива, персик и др.), овощах (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодах
(малина, смородина, крыжовник и др.), грибах (маслята, опята, сыроежки и др.).
Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить
со способами ухода за ними.
Учить узнавать и называть 3–4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.).
В процессе опытнической деятельности расширять представления детей о свойствах песка, глины и камня.
Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их
зимой.

Ознакомление
с социальным
миром

Ознакомление
с миром
природы

4

Закреплять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).
Учить детей замечать изменения в природе.
Рассказывать об охране растений и животных.
Сезонные наблюдения
Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы
улетают на юг.
Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т.
д.).
Привлекать к участию в сборе семян растений.
Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.
Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы.
Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.
Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают.
Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.
Весна. Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях,
появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые.
Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.
Формировать представления детей о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами
семян.
Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.
Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты,
загорают, купаются.
В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины.
Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.

Программа
«Край мой,
северный
Ямал»

«Путешествие по городу
Расширять представление о родном городе. Познакомить детей с названиями некоторых улиц. Рассказывать о самых красивых местах родного города.
Салехард и городам Дать элементарное представление о таких праздниках, как День рождение города, Праздник народов Севера.
Ямала»
коренных жителей Ямала.
«Звуки Ямала»
Дать представления о сезонных изменениях в природе Крайнего Севера. Помогать устанавливать простейшие связи между живой и неживой природой (время года – состояние
растений).
Иметь представления о приспособленности растений и животных к среде обитания (тундра, лесотундра). Различать и называть ягоды и грибы.
Узнавать разные породы деревьев по коре и листьям.
Иметь представления о домашних животных и их детенышах (олень): особенности поведения, передвижения; что едят; какую пользу приносят людям.
Иметь представления о жизни диких животных в природных условиях нашего края; как передвигаются и спасаются от врагов; чем питаются; как приспосабливаются к жизни в
условиях Крайнего Севера.
Знать правила: не ломать кусты, не мусорить в лесу и т.п.). Обращать внимание на красоту окружающей природы.
«Я - частица твоя, мой Проявлять интерес к истории и культуре родного края.
Ямал»
Иметь представления о коренных жителях нашего края, условиях их проживания (чум), традиционной одежде (ягушка, малица).
Иметь представления об основных занятиях ненцев – оленеводство, средством передвижения - оленья упряжка (нарты).
Иметь представления детей об общественном транспорте – вертолет, самолет и значение их в условиях Крайнего Севера.
Проявлять толерантность и гуманность к сверстникам разных национальностей; уважение к труду, обычаям и традициям

Целевые ориентиры

5

В соответствии с ФГОС ДО Программа предусматривает определение результатов освоения образовательного материала в виде
целевых ориентиров. Целевые ориентиры
рассматриваются как социально-нормативные возрастные характеристики возможных
достижений ребёнка. Рабочей программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности.
Целевые ориентиры, представленные в рабочей программе:
 не подлежат непосредственной оценке;
 не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;
 не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
 не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Критерии уровней освоения дошкольником рабочей программы носят условный характер и используются как профессиональный
инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей
индивидуальной работы с детьми по Программе.
Возрастная
группа
4 – 5 лет
(средняя группа)

Программа
«Край мой,
северный Ямал»

Разделы

Целевые ориентиры

Ознакомление с
предметным
окружением
Ознакомление
с социальным миром

Называет разные предметы, окружающие его в помещениях, на участке, на улице; знает их назначение.
Называет признаки и количество предметов.

Ознакомление
с миром природы

Называет домашних животных. Знает, какую пользу они приносят человеку.
Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения.
Называет времена года в правильной последовательности.
Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.
Называет улицы, на которых живут дети.
Рассказывает о самых красивых местах родного города.
Имеет представление о таких праздниках, как День рождение города, Праздник народов Севера.
Имеет представление о сезонных изменениях в природе Крайнего Севера. Устанавливает простейшие связи между живой и неживой природой (время года – состояние
растений).
Имеет представление о приспособленности растений и животных в среде обитания (тундра, лесотундра). Различает и называет ягоды и грибы.
Узнает разные породы деревьев по коре и листьям.
Имеет представления о домашних животных и их детенышах (олень): особенности поведения, передвижения; что едят; какую пользу приносят людям.
Имеют представления о жизни диких животных в природных условиях нашего края; как передвигаются и спасаются от врагов; чем питаются; как приспосабливаются к
жизни в условиях Крайнего Севера.
Знают правила: не ломать кусты, не мусорить в лесу и т.п.). Обращать внимание на красоту окружающей природы.
Проявляют интерес к истории и культуре родного края.
Имеют представления о коренных жителях нашего края, условиях их проживания (чум), традиционной одежде (ягушка, малица).
Иметь представления об основных занятиях ненцев – оленеводство, средством передвижения - оленья упряжка (нарты).
Имеют представления детей об общественном транспорте – вертолет, самолет и значение их в условиях Крайнего Севера.
Проявляют толерантность и гуманность к сверстникам разных национальностей; уважение к труду, обычаям и традициям коренных жителей Ямала.

«Путешествие по
городу Салехард и
городам Ямала»
«Звуки Ямала»

«Я- частица твоя,
мой Ямал»

Знает своё имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи. Знает некоторые военные профессии.
Может рассказать о своём родном городе (селе), назвать его.
Знает некоторые государственные праздники
Имеет представление о Российской армии, её роли в защите Родины.

Педагогическая диагностика освоения ОО «Познавательное развитие» проводится два раза в год (в сентябре и мае) и осуществляется
с использованием метода педагогического наблюдения, критериальных диагностических методик, во время ООД, и во время свободной
самостоятельной деятельности.
Показатель развития детей по образовательному компоненту «Познавательное развитие» определяется по трем уровням:
6

Уровни
Высокий уровень
3 балла
Средний уровень
2 балла
Низкий уровень
1 балл

Ребенок самостоятельно выполняет все задания, без помощи взрослого, отвечает развернутыми ответами на вопросы. Сообщает дополнительные сведения по вопросу.
Ребенок выполняет задания с небольшой помощью взрослого. Требуется пояснение взрослого по ходу выполнения задания.
Ребенок не справляется с заданием. Снижена мотивация к выполнению задания. Отказывается от выполнения задания.

Диагностическая карта
ОО «Познавательное развитие», формирование целостной картины мира средняя группа

Н

К

Н

К

Н

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Кто проводил: воспитатель Н.Г.____________________________________ /_________________/
Ф.И.О.

роспись

7

К

Н

К

Н

Итоговый
результат

Знает и соблюдает
элементарные
правила поведения в
природе

Называет времена
года в правильной
последовательности

Различает и называет
некоторые растения
ближайшего
окружения

Называет домашних
животных. Знает,
какую пользу они
приносят человеку

Фамилия, имя ребёнка

Называет признаки и
количество
предметов

№ п\п

Дата проведения диагностики: Н.Г._________________20_____г
К.Г._________________20_____г.

Называет разные
предметы,
окружающие его в
помещениях, на
участке, на улице;
знает их назначение

Группа №______ «__________________________»

К

Н

К

Н

К

К.Г.____________________________________ /_________________/
Ф.И.О.

роспись

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________

Диагностическая карта
Программе «Программа «Край мой, северный Ямал»

Главная
достопримечатель
ность города
Салехард

. Собери целое из
четырех
частей:
собрать картинки с
изображением
архитектурного
объекта(музей)

Объяснить
своими словами назови праздник
Севера.

Назови птиц,
животных
живущих на
Крайнем Севере

Покажи на
иллюстрации
деревья, грибы и
ягоды, которые
растут на Крайнем
Севере

Какие знаете
народные сказки
коренных
малочисленных
народов Севера?

Объяснить своими
словами - Чум

№ п\п

Дата проведения диагностики: Н.Г._________________20_____г
К.Г._________________20_____г.

Что находится
вокруг детского
сада
«Кристаллик»?

Группа №______ «__________________________»

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Фамилия, имя ребёнка

К

К

К

К

К

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Кто проводил: воспитатель Н.Г.____________________________________ /_________________/
Ф.И.О.

роспись

К.Г.____________________________________ /_________________/
Ф.И.О.

роспись

8

К

К

Итоговый
результат

К

Н

К

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Распределение учебного материала
Разделы
Ознакомление
с предметным окружением

Ознакомление
с социальным миром

Ознакомление
с миром природы

Тема
«Расскажи о любимых предметах»
«Петрушка идет трудиться»
«Петрушка идет рисовать»
«Петрушка — физкультурник»
«Узнай все о себе, воздушный шарик»
«В мире стекла»
«В мире пластмассы»
«Путешествие в прошлое кресла»
«Путешествие в прошлое одежды»
«Моя семья»
«Мои друзья»
«Детский сад наш так хорош — лучше сада не найдешь»
Целевая прогулка «Что такое улица»
«Замечательный врач»
«Наша армия»
«Рассматривание кролика»
«В гостях у музыкального руководителя»
«Мой город»
«Наш любимый плотник»
«Что нам осень принесла»
«У медведя во бору грибы, ягоды беру…»
«Прохождение экологической тропы»
«Знакомство с декоративными птицами»
( на примере канарейки)
«Осенние посиделки»
«Беседа о домашних животных»
«Скоро зима»
«Беседа о жизни диких животных в лесу»
«Дежурство в уголке природы»
«Почему растаяла Снегурочка»
«Стайка снегирей на ветках рябины»
«В гости к деду Природоведу»(экологическая тропа зимой
«Посадка лука»
«Мир комнатных растений»
«В гости к хозяйке луга»
«Поможем Незнайке вылепить посуду» (лепка из глины)
«Экологическая тропа весной»

9

Количество ООД
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Общее количество часов
9

10

17

Диагностическое задание № 1
Диагностическое задание № 2

1
1

Организация образовательного процесса
Образовательная область «Познавательное развитие» реализуется через организацию ООД (определяется регламентом этой
деятельности (расписание) и в совместной деятельности взрослого с детьми в ходе в режимные моменты.
Общий объем учебной нагрузки деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН.
Общее количество часов организованной образовательной деятельности
Возраст

Длительность одного периода ООД
(минут)

Количество ООД в неделю

Количество
ООД в месяц

Количество
ООД в год

4-5 лет (средняя группа)

20

1

4

36

Применяемые технологии в процессе ООД
1.

2.

3.

Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности:
Игровые технологии;
Технологии проблемного обучения;
Информационно-компьютерные технологии;
Проектная технология.
Технологии развивающего обучения:
Технологии, опирающиеся на познавательный интерес (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдов);
Технологии, опирающиеся на индивидуальный опыт личности (технология И.С. Якиманской);
Технологии, опирающиеся на творческие потребности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер);
Технологии, опирающиеся на социальные инстинкты (И.П. Иванов) (коллективные творческие дела).
Здоровьесберегающие технологи:
Учебно-воспитательные технологии (физкультурно-оздоровительная деятельность на занятиях в виде различных гимнастик (зрительных, пальчиковых), физкультминуток, динамических пауз и пр.);
Психолого-педагогические технологии (обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми).

Методическое обеспечение
Программнометодическое
обеспечение
Литература и
пособия

Название / Автор
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, С. Комаровой, М.А. Васильевой. Мозаика - Синтез 2015 г.
Методические пособия
Формирование элементарных математических представлений
Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа (4–5 лет).
Развитие познавательно - исследовательской деятельности
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.
Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4–7 лет).
Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3–7 лет).

10

Оборудование

Шиян О. А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке (3–7 лет) (готовится к печати).
Ознакомление с предметным окружением и социальным миром
Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Средняя группа (4–5 лет).
Ознакомление с миром природы
Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа (4–5 лет).
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
Д ы б и н а О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Средняя группа (4–5 лет).
Соломенникова О. А. Ознакомление с природой. Средняя группа (4–5 лет).
Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа (4–5 лет).
Наглядно-дидактические пособия
Ознакомление с предметным окружением и социальным миром
Серия «Мир в картинках»: «Авиация»; «Автомобильный транспорт»; «Арктика и Антарктика»; «Бытовая техника»; «Водный транспорт»; «Высоко в горах»; «Инструменты домашнего мастера»;
«Космос»; «Офисная техника и оборудование»; «Посуда»; «Школьные принадлежности».
Серия «Рассказы по картинкам»: «В деревне»; «Кем быть?»; «Мой дом»; «Профессии».
Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о бытовых приборах»; «Расскажите детям о космонавтике»; «Расскажите детям о космосе»; «Расскажите детям о рабочих инструментах»;
«Расскажите детям о транспорте», «Расскажите детям о специальных машинах»; «Расскажите детям о хлебе».
Плакаты: «Счет до 10»; «Счет до 20»; «Цвет»; «Форма».
Ознакомление с миром природы
Плакаты: «Домашние животные»; «Домашние питомцы»; «Домашние птицы»; «Животные Африки»; «Животные средней полосы»; «Овощи»; «Птицы»; «Фрукты».
Картины для рассматривания: «Коза с козлятами»; «Кошка с котятами»; «Свинья с поросятами»; «Собака с щенками».
Серия «Мир в картинках»: «Деревья и листья»; «Домашние животные»; «Домашние птицы»; «Животные — домашние питомцы»; «Животные жарких стран»; «Животные средней полосы»;
«Морские обитатели»; «Насекомые»; «Овощи»; «Рептилии и амфибии»; «Собаки — друзья и помощники»; «Фрукты»; «Цветы»; «Ягоды лесные»; «Ягоды садовые».
Серия «Рассказы по картинкам»: «Весна»; «Времена года»; «Зима»; «Лето»; «Осень»; «Родная природа».
Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о грибах»; «Расскажите детям о деревьях»; «Расскажите детям о домашних животных»; «Расскажите детям о домашних питомцах»;
«Расскажите детям о животных жарких стран»; «Расскажите детям о лесных животных»; «Расскажите детям о морских обитателях»; «Расскажите детям о насекомых»; «Расскажите детям о
фруктах»; «Расскажите детям об овощах»; «Расскажите детям о птицах»; «Расскажите детям о садовых ягодах».
Магнитофон,
Видеокамера
Фотоаппарат
Фиксирование фрагментов детской деятельности для педсоветов, родительских собраний, оформление фотовыставок и фотоальбомов.
Интерактивный стол
Стол ActivTable компании Promethean – это многопользовательский интерактивный стол, созданный для развития навыков совместной работы учеников,
повышения вовлеченности и обучения в соответствии с уровнем учеников. На сенсорной поверхности с интуитивно понятными функциями могут одновременно работать до 6 учеников,
используя разнообразные готовые учебные задания, инструменты и ресурсы. Небольшие группы учеников могут совместно выполнять одно задание или независимо работать над частью проекта
для всей группы. В отличие от многих инструментов с функцией «мультитач», стол ActivTable компании Promethean специально создан для того, чтобы помочь учителям быстро, легко и
эффективно создать среду обучения, направленную на совместную работу.
Веб-камеры
Предназначенна для видеоконференций, — это, как правило, простые модели камер, подключаемые к компьютеру, на котором запущена программа типа Instant Messenger.
Модели камер, используемые в охранных целях, могут снабжаться дополнительными устройствами и функциями (такими, как детекторы движения, подключение внешних датчиков и т. п.)
Ноутбук Подготовка презентаций, дидактического материала, конспектов, создание консультаций на сайт ДОУ.
Интерактивная доска
Просмотр детских обучающих программ, презентаций, слайдов, электронных игр.

Календарно - тематическое планирование
ОО «Познавательное развитие», ООД «Ознакомление с окружающим миром»
Тема недели

М
ес
я
ц

Прощай, Лето!

II
Неделя

Детский сад

Се
нт
яб
рь

I
Неделя
(04.09.08.09.)

Раздел

Ознакомление с
предметным

Тема

Программное содержание

Ход ООД

Компонент ДОУ + НРК

Прощай, Лето!

Закреплять умение детей о сезонных признаках
лета

1. Приход в гости Незнайки
2. Беседа « Как я провел лето»
3. Рассматривание иллюстраций о лете, повторить
признаки лета.
4. Игра «Где мы были мы не скажем, а что делали
покажем»
1. В гости приходит Незнайка с игрушкой, рассказывает о
своей игрушке.

1.Зрительная гимнастика
«Самолет».
2.Физкультминутка «Мы
веселые ребята».

«Расскажи о
любимых

Закреплять умение детей находить предметы
рукотворного мира в окружающей обстановке.

11

1.Зрительная гимнастика
«Самолет».

Ноябрь

Октябрь

(11.09.15.09.)

окружением

предметах»

Учить описывать предметы, проговаривая их
название, детали, функции, материал.

Ознакомление с
социальным миром

«Моя семья»

Ввести понятие «семья». Дать первоначальное
представление о родственных отношениях в семье:
каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук
(внучка), брат (сестра); мама и папа-дочь и сын
бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое
отношение к самым близким людям-членам семьи.
Расширять представления детей об овощах и
фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях
в природе. Дать представления о пользе для
здоровья человека природных витаминов

III
Неделя
(18.09.22.09.)

Мой город

IV
Неделя
(25.09.29.09.)

Осень

Ознакомление с
миром природы

«Что нам осень
принесла»

I
Неделя
(02.1006.10.)

Дары осени

Ознакомление с
миром природы

«У медведя во
бору грибы,
ягоды беру…»

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в
природе. Формировать представления о растениях
леса: грибах и ягодах. Расширять представления о
пользе природных витаминов для человека и
животных.

II
Неделя
(09.10.13.10.)

Домашние
животные и
птицы

Ознакомление с
предметным
окружением

«Петрушка
идет
трудиться»

Учить группировать предметы по назначению
(удовлетворение потребности в трудовых
действиях); воспитывать желание помогать
взрослым.

III
Неделя
(16.10.20.10.)

Я на Севере
живу

Ознакомление с
социальным миром

«Мои друзья»

IV
Неделя
(23.10.27.10.)

Дикие
животные и
птицы

Ознакомление с
миром природы

«Кто живет в
лесу?»

V
неделя
(30.10.03.11.)

Путешествие в
жаркие страны

Ознакомление с
миром природы

I
Неделя
(06.1110.11.)

Россия – мой
дом

Ознакомление с
предметным
окружением

Знакомство с
декоративным
и птицами
( на примере
канарейки)
«Петрушка
идет рисовать»

Формировать понятия «друг», «дружба»;
воспитывать положительные взаимоотношения
между детьми, побуждая их к добрым поступкам.
Учить сотрудничать, сопереживать, проявлять
заботу и внимание друг к другу
Расширять представления детей о лесе — в лесу
живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, полк,
медведь); все они могут жить в лесу, потому что
находят гам пищу; учить детей различать этих
животных по особенностям внешнего вида.
Дать детям представления о декоративных птицах.
Показать
детям
особенности
содержания
декоративных
птиц.
Формировать
желание
наблюдать и ухаживать за растениями, животными.

II
Неделя
(13.11.17.11.)

Я среди людей

Ознакомление с
социальным миром

«Детский сад
наш так хорош
— лучше сада
не найдешь»

Продолжать учить группировать предметы по
назначению; развивать любознательность.

Уточнить знания детей о детском саде. (Большое
красивое здание, в котором много уютных групп,
музыкальный и физкультурный залы; просторная
кухня, медицинский кабинет. Детский сад
напоминает большую семью, где все заботятся друг

12

2. Найди любимые предметы и расскажи о них.
3. Алгоритм описания.
4. Расскажи о предмете, не называя его, а мы отгадываем.
1. Отгадай загадку. Знакомство с Матрешкой.
2. Игра - рассуждение « Кто ушел? Кто пришел?».
3. Игра « Состав портрет своей семьи».
4. Игра с мячом «Назови ласково».

2.Физкультминутка «Мы
веселые ребята».

1.Приход в гости Незнайки.
2.Загадки о фруктах, овощах.
3.Игра «Вершки-корешки».
4.Д/ и «Собери урожай».
5.Д/ и «Узнай на вкус».
6.Обобщающая беседа.
1.Игровая ситуация «Сказочный лес».
2.Чтение стихотворения О. Выготской.
3.Загадки о грибах.
4.Пальчиковая игра «Шли по лесу два ежа».
5.Д/и «Съедобный – несъедобный».
6.Встреча с медвежонком.
7. П/и «У медведя во бору».
8.Д/и «Угадай на вкус».
9 .Обобщающая беседа.
1.Сюрпризный момент: приходит письмо от
Незнайки.
2. Д\и «Рукотворный мир и живая природа».
3. Д\и «Профессии».
4. Д\и «Для чего нужен предмет».
1.Чтение стихотворения «Мои друзья» Л. Квитко.
2.Беседа по содержанию стихотворения.
3.Д\и «Назови друзей».
4. П\и «Перейди через болото».
5. Составление рассказов о своих друзьях.
1.Сюрпризный момент «Встреча с Дедом Природоведом».
2.Дидактическая игра «С какого дерева лист».
3.Дидактическая игра «Угадай на вкус».
4. Обобщающая беседа.

1.Зрительная гимнастика
«По прямой дорожке».
2.Физкультминутка «Мы
веселые ребята».

1.Сюрпризный момент «К нам гости пришли».
2. Презентации «Кто такие канарейки».
3. Рассказ «Как ухаживать за канарейкой».
4. Составление рассказа «Как я забочусь о своих питомцах».

1.Зрительная гимнастика
«Кошка»
2.Физкультминутка «Мы
веселые ребята».

1.Сюрпризный момент.
2.Подбор инструментов и материала для
рисования.
3. Д\и «Найди пару». Д\и «Для чего нужен
предмет».
4.Игра на внимание.
1.Рассматривание фотографии о детском саде.
2.Д\и «Кто кем работает».
3.Д\и «Кому, что нужно для работы. 4.Формулирование
правила: «Наша благодарность сотрудникам детского сада».

1.Физкультминутка
«Буратино».
2.Зрительная гимнастика
«Отдыхалочка».

1.Зрительная гимнастика
«Самолет».
2.Физкультминутка «Мы
веселые ребята».

1.Зрительная гимнастика
«По прямой дорожке».
2.Физкультминутка «Мы
веселые ребята».

1.Зрительная гимнастика
«Любопытная Варвара».
2.Физкультминутка «Мы
веселые ребята».
1.Зрительная гимнастика
«Теремок».
2.Физкультминутка «Мы
веселые ребята».
1.Зрительная гимнастика с
листьями.
2.Беседа
«Северные
ягоды».

1.Зрительная гимнастика
«Здоровье».
2.Физкультминутка
«Буратино».

III
Неделя
(20.11.24.11.)

Мой дом

Ознакомление с
миром природы

«Осенние
посиделки»
Беседа о
домашних
животных

IV
Неделя
(27.11.01.12)

Моя семья.
День матери

Ознакомление с
миром природы

«Скоро зима»
Беседа о жизни
диких
животных
в
лесу

Дать детям представления о жизни диких животных
зимой. Формировать интерес к окружающей
природе. Воспитывать заботливое отношение к
животным.

I
Неделя
(04.12.08.12.)

Посуда.
Продукты
питания

Ознакомление с
предметным
окружением

«Петрушка —
физкультурник
»

Совершенствовать умение группировать предметы
по назначению (удовлетворение потребностей в
занятиях спортом); уточнить знания детей о видах
спорта и спортивного оборудования; воспитывать
наблюдательность.

Ознакомление с
социальным миром

Целевая
прогулка «Что
такое улица»

Формировать элементарные представления об
улице; обращать внимание на дома, тротуар,
проезжую часть. Продолжать закреплять название
улицы, на которой находится детский сад; поощрять
ребят, которые называют улицу, на которой живут;
объяснить, как важно знать свой адрес.
Продолжать знакомить детей с лесом; формировать
реалистические представления о жизни лесных
растений и животных в зимнее время, развивать
понимание, что на их образ жизни и состояние
оказывают влияние условия, в которых они
находятся (холод, отсутствие воды, короткий день
— мало света, потому что рано темнеет); развивать
игровые умения (поддерживать воображаемую
ситуацию, совершать игровые действия).
Расширять представления детей о свойствах воды,
снега и льда. Учить устанавливать элементарные
причинно-следственные связи: снег в тепле тает и
превращается в воду; на морозе вода замерзает и
превращается в лед.

Декабрь

II
Неделя
(11.12.15.12.)

Земля – наш
общий дом

III
Неделя
(18.12.22.12.)

Зима

Ознакомление с
миром природы

«Путешествие
по зимнему
лесу»

IV
Неделя
(25.1229.12)

Новый год

Ознакомление с
миром природы

«Почему
растаяла
Снегурочка»

1
II
неделя
(09.01.12.01.)

Январь

о друге. )Расширять знания о людях разных
профессий, работающих в детском саду.
Закреплять знания детей о сезонных изменениях в
природе. Расширять представления о жизни
домашних животных в зимнее время года.
Формировать желание заботиться о домашних
животных.

III
неделя
(15.01.19.01.)

Зимние выходные
Народные игры Ознакомление с
предметным
и забавы
окружением

Здравствуй,
старый Новый
год!

Ознакомление с
социальным миром

«Узнай все о
себе,
воздушный
шарик»

Познакомить с резиной, ее качествами и
свойствами. Учить устанавливать связи между
материалом и способом его использования.

«Замечательны
й врач»

Формировать понятия о значимости труда врача и
медсестры, их деловых и личностных качествах.
Развивать эмоциональное доброжелательное
отношение к ним.

13

1. Игровая ситуация: «В гости приходит бабушка с
загадками».
2. Беседа о домашних животных.
3. Игра-потешка « Уж как я ль мою коровушку люблю…»
4. Бабушка дарит картонные силуэты домашних
животных.
1.Сюрпризный момент приходит Зайчишка.
2.Чтение стихотворения Твардовского «Лес осенью».
3.Беседа «Признаки осени».
4.Путешествие в осенний лес, встреча с обитателями.
5. Итоговая беседа.

1.Зрительная гимнастика
«Стрекоза».
2.Физкультминутка
«Козлик».

1.Сюрпризный момент приходит Незнайка.
2.Описание спортивного инвентаря по схеме.
3.Игровое упражнение «Зимние и летние виды
спорта»
4. Игровое упражнение «Веселые человечки». 5.Д\и
«Угадай-ка».
6.Игровое упражнение «Закончи предложение».
1.Игровое упражнение «Куда мы идем».
2.Беседа с детьми о правилах пешеходного перехода
(прогулка по улицам города).
3. Чтение стихотворения о правилах дорожного движения с
детьми.
4.Игра «Школа пешеходных наук».
5.Игра « Правила поведения в общественных местах».
1.Просмотр презентации «жизнь в лесу зимой».
2.Беседа с детьми «Что нужно растениям».
3. Чтение стихотворения о зиме.
4.д.и. «Сложи картинку»

1.Зрительная гимнастика «
Будь здоров!».
2.Физкультминутка
«Буратино».

1.Игровое упражнение «Мы идем с тобой на лыжах».
2.Сюрпризный момент «Приход Снегурочки».
3. Чтение стихотворения Познанского М. «Снег идет».
4.Беседа «Почему растаяла Снегурочка»?
5. Практическая работа «Свойства воды».

1.Зрительная гимнастика с
раздаточным материалом.
2.Физкультминутка
«Зимушка зима».

1.Сюрпризный момент.
2.Выявление качества и свойства резины.
3.Опыт: «Пропускает ли резина воду?»
4.Д/и «Назовите резиновые предметы». Цель:
закрепить обобщающие понятия: память,
мышление.
1. Экскурсия в медицинский кабинет.
Профессиональные действия врача; предметыпомощники;
2.Рассматривание аптечки: содержимое, его целевое
назначение.
3.Формулирование правила:

1.Физкультминутка «Мы
на лыжах в лес идем».
2.Зрительная гимнастика
«Зимушка зима».

1.Зрительная гимнастика с
раздаточным материалом
(зайчик).
2.Физкультминутка «Зайке
холодно сидеть».

1.Физкультминутка
««Пассажиры».
2.Зрительная гимнастика «
Будь здоров!».

1.Зрительная гимнастика с
фонариком.
2.Физкультминутка
«Цветок».

1.Зрительная гимнастика с
фонариком.
2.Физкультминутка
«Цветок».

IV
неделя
(22.01.26.01.)

I
неделя
(29.01.02.02.)
II
Неделя
(05.02.09.02.)

Февраль

III
Неделя
(12.02.16.02.)

Март

IV
Неделя
(19.02.21.02.)
V
Неделя
(26.02.01.03.)

Ознакомление с
миром природы

«Стайка
снегирей на
ветках
рябины»

Ознакомление с
миром природы

Расширять представления детей о многообразии
птиц. Учить выделять характерные особенности
снегиря. Формировать желание наблюдать за
птицами, прилетающими на участок, и
подкармливать их.
Расширять представления детей о зимних явлениях
в природе. Учить наблюдать за объектами природы
в зимний период. Дать элементарные понятия о
взаимосвязи человека и природы.

Транспорт

Ознакомление с
предметным
окружением

Народная
игрушка.

Ознакомление с
миром природы

«В гости к
деду
Природоведу»
(экологическая
тропа зимой)
«Знакомство
детей с
обобщающим
понятием
«Транспорт»
«Посадка
лука»

Народные
промыслы

Ознакомление с
миром природы

«Рассматриван
ие кролика»

Ознакомление с
социальным миром

«Наша армия»

Дать представления о воинах, которые охраняют
нашу Родину; уточнить понятие «защитники
Отечества». Познакомить с некоторыми военными
профессиями (моряки, танкисты, летчики,
пограничники).

Ознакомление с
предметным
окружением

«В мире
пластмассы»

Ознакомление с
социальным миром

«В гостях у
музыкального
руководителя»

Познакомить со свойствами и качествами
предметов из пластмассы; помочь выявить свойства
пластмассы (гладкая, легкая, цветная). Воспитывать
бережное отношение к вещам; развивать
любознательность.
Познакомить с деловыми и личностными
качествами музыкального руководителя. Развивать
эмоциональное, доброжелательное отношение к
нему.

Наша армия

Познакомить детей с обобщающим понятием
транспорт, учить выделять обобщающие признаки
предметов, сравнивать их, находить существенные
признаки и по существенным признакам объединять
предметы в одно родовое понятие.
Расширять представления детей об условиях,
необходимых для роста и развития растения (почва,
влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о
пользе для здоровья человека природных
витаминов. Формировать трудовые умения и
навыки.
Дать детям представление о кролике. Учить
выделять характерные особенности внешнего вида
кролика. Формировать интерес к животным.

I
Неделя
(04.03.06.03.)

Мамин
праздник

II
Неделя
(11.03.15.03.)

Одежда. Обувь.

III
Неделя
(18.03.22.03.)

День Воды.

Ознакомление с
миром природы

«Мир
комнатных
растений»

Расширять представления детей о комнатных
растениях: их пользе и строении. Учить различать
комнатные растения по внешнему виду.

Я в мире
искусства

Ознакомление с
миром природы

«В гости к
хозяйке луга»

Добрые дела

Ознакомление с
предметным
окружением

«Путешествие
в прошлое
кресла»

Расширять представления детей о разнообразии
насекомых. Закреплять знания о строении
насекомых. Формировать бережное отношение к
окружающей природе. Учить отгадывать загадки о
насекомых.
Закреплять знания о назначении предметов
домашнего обихода (табурет, стул, кресло);
развивать ретроспективный взгляд на предметы.

IV
неделя
25.03-29.03

Апр
ель

Спорт. Зимние
забавы

I
(01.04.05.04.)

14

«Наша благодарность медсестре».
1.Рассказ про снегирей.
2.Стихотворение про снегирей.
3. Дидактическая игра «Назови птицу по описанию».

1.Зрительная гимнастика
«Терем-теремок».
2.Физкультминутка
«Зимушка зима».

1. Игровая ситуация «В гости к деду Природоведу».
2. Д/и «Приметы зимы».
3. Рассматривание иллюстраций с изображением зимних
пейзажей.
4. Чтение стихотворения Есенина «Белая береза».
1. Д/и «Назови что это».
2. Д/и «Найди лишний предмет».
3. Отгадывание загадок.

1.Зрительная гимнастика с
фонариком.
2.Физкультминутка
«Цветок».

1.Сюрпризный момент « Расписной сундучок».
2. Отгадывание загадки. Рассматривание лука.
3. Посадка лука.
4. Рассказ об условиях, необходимых для роста и развития
растения.

1.Зрительная гимнастика «
Самолет».
2.Физкультминутка «от
простуды и ангины».

1.Предложить рассмотреть кролика.
2.Игра « Найди отличия зайчика от кролика».
3.Рассказ и показ презентации о кролике.

1.Зрительная гимнастика
«Самолет».
2.Физкультминутка «Мы
веселые ребята».
1.Физминутка
«Сигнальщики»
2.Зрительная гимнастика
«Самолет

1.Беседа с детьми о празднике, знакомство
детей с разными родами
войск.
2. Д \и «Кому что?»
3.Чтение стихотворения В. Малкова «Будем в армии
служить».
3.Составление макета «Российская армия».
1.Сюрпризный момент.
2.Беседа о пластмассе.
3. Д \и «Что из чего сделано». Опыт на свойство и качество
пластмассы.
1.Экскурсия к музыкальному руководителю.
2.Д/и «Кому что нужно».
3. Формулирование правила:
«Наша благодарность к музыкальному
руководителю».
1.Предложить рассмотреть комнатные растения в группе.
2. Рассказ воспитателя о пользе, строении растения.
3.Рассказ о растении детьми.
4.Работа в уголке природы (полить, протереть листочки).
1. Загадывание загадок о насекомых.
2. Рассматривание насекомых. Чем похожи? Чем
отличаются?
3. Разучивание закличек.
4. Игра « На полянку шли, насекомых нашли».
1.Экскурсия в прошлое вещей. Рассказывание
сказки «Три медведя».
2.Игровое упражнение «Что зачем?».

1.Гимнастика для глаз
«Стрекоза».
2.Физкультминутка
«Зимушка зима».

1. Зрительная гимнастика «
Мамины помощники».
2. Физкультминутка «Наши
алые цветки».
1. Зрительная гимнастика «
Бабушка очки надела».
2. Физкультминутка
«Дружба».
1. Физкультминутка «Мы
веселые ребята».
2.Зрительная гимнастика
«Отдыхалочка».
1. Физкультминутка
«Пчелка трудится весь
день».
2.Зрительная гимнастика
«Стрекоза».
1. Физкультминутка «Мы
веселые ребята».
2.Зрительная гимнастика

Май

Учить определять некоторые особенности
предметов (части, форма).
II
Неделя
(08.04.12.04.)

Планета Земля.
Космос

Ознакомление с
социальным миром

«Мой город»

Продолжать закреплять название родного города
(поселка), знакомить с его
достопримечательностями. Воспитывать чувство
гордости за свой город (поселок).

III
неделя
(15.04.19.04.)

Праздники
Народов Севера

Ознакомление с
миром природы

IV
Неделя
(22.0426.04)

Весна

Ознакомление с
миром природы

«Поможем
Незнайке
вылепить
посуду» (лепка
из глины)
«Экологическа
я тропа
весной»

Расширять представления детей о свойствах
природных материалов. Учить сравнивать свойства
песка и глины. Формировать представления о том,
что из глины можно лепить игрушки и посуду.
Закреплять умения детей лепить из глины.
Расширять представления детей о сезонных
изменениях в природе. Показать объекты
экологической тропы весной. Формировать
бережное отношение к окружающей природе. Дать
элементарные представления о взаимосвязи
человека и природы.
Дать понятие о том, что человек создает предметы
для своей жизни; развивать ретроспективный взгляд
на эти предметы (учить ориентироваться в прошлом
и настоящем предметов одежды).
Познакомить детей с трудом плотника; с его
деловыми и личностными качествами. Воспитывать
чувство признательности и уважения к человеку
этой профессии, к его труду.
Определить уровень представлений детей об
овощах и фруктах.

Ознакомление с
предметным
окружением

«Путешествие
в прошлое
одежды»

Ознакомление с
социальным миром

«Наш
любимый
плотник»

Я человек.
Я расту.

Ознакомление с
миром природы

«Диагностичес
кое задание №
1»

Скоро лето!

Ознакомление с
миром природы

«Диагностичес
кое задание №
2»

День Победы

I
Неделя
(29.04.10.05.)
II
Неделя
(13.05.17.05.)
III
Неделя
(20.05.24.05.)

Растения

IV
неделя
(27.05.31.05.)

Выявить представления детей о растениях.

3.Д\игра «Части - целое».
4.Обобщить правила бережного отношения к
предметам рукотворного.
1. Беседа с детьми о городе.
2.Рассматривание фотографии, сравнение
города с деревней.
3. Игровые задания: «Что лишнее?»,
«Расскажите, что ты знаешь об этом месте».
4.Игра «Собери новый аттракцион».
1.В гости пришел Незнайка просит помощи вылепить
тарелочки для гостей.
2.Сравнивание свойств песка и глины.
3.Эксперимент с песком и глиной.
4.Лепка тарелочек.
1.Рассматривание иллюстраций.
2. Рассматривание деревьев, растущих на участке.
3.Чтение стихотворения А.Прокофьва «Березка».

«Отдыхалочка».

1.Игровая ситуация «Кукла Настя пришла в гости».
2. Беседа о том, как появилась одежда.
3.Нарисуем узоры для одежды.

1.Зрительная гимнастика
для глаз «Здоровье».
2.Физкультминутка «Мы
веселые ребята».
1.Зрительная гимнастика
для глаз «Здоровье».
2.Физкультминутка «Мы
веселые ребята».
1.Зрительная гимнастика
«Лучик солнца».
2.Физкультминутка «Мы
веселые ребята».

1.Игровая ситуация «Игрушки расшумелись».
2.Отгадывание загадок.
3.Экскурсия в мастерскую плотника.
4.Хороводная игра «Ровным кругом».
1.Рассматривание муляжей овощей и фруктов.
2. Игра «Чудесный мешочек» (определи на ощупь).
3. Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
4. Самостоятельное придумывание детьми загадок по
образцу воспитателя.
1.Рассматривание картинок хвойных и лиственных
деревьев. Чем похожи, чем отличаются.
2.Игра «Кто больше соберёт шишек».
3.Беседа «Для кого деревья являются домом».
4.Д/и «Можно – нельзя» (правила поведения в лесу).

1. Физкультминутка «Мы
веселые ребята».
2.Зрительная гимнастика
«Отдыхалочка».
1. Физкультминутка «Мы
веселые ребята».
2.Зрительная гимнастика «
Лучик солнца».
1. Зрительная гимнастика
для глаз «Терем-терем
теремок».
2.Физкультминутка «Мы
веселые ребята».

1. Физкультминутка «Мы
веселые ребята».
2.Зрительная гимнастика
«Лучик солнца».

Условные обозначения:
д/у – дидактическое упражнение;
п/и – подвижная игра;

д/и – дидактическая игра;
н/и – настольная игра.
. Календарно - тематическое планирование
ОО «Познавательное развитие», Программа «Край мой, северный Ямал»
3-4 года (вторая младшая группа)

Тема недели

М
ес
я
ц

Детский сад
Труд воспитателя,

с
е
н
т
я
б
р
ь

1
(04.09-08.09)

Раздел

«Путешествие по
городу Салехард и

Тема

1. Экскурсия по детскому
саду

Программное содержание

Цель: ориентироваться на
территории детского сада

15

Ход ООД

Познакомить с детским садом, учить ориентироваться по
территории детского сада.

Компонент ДОУ +
НРК

Зрительная
гимнастика

няни, повара и врача
11.09-15.09

городам Ямала»
«Путешествие по
городу Салехард и
городам Ямала»

2. Беседа «Наш город»

Цель: развивать мышление, речь.
Знакомить детей с родным городом.

«Путешествие по
городу Салехард и
городам Ямала»

3. День города показ
презентации, беседа

Цель: познакомить детей с
праздником «День города»

«Путешествие по
городу Салехард и
городам Ямала»

4. Знакомство с главным
городом: столицей ЯмалаСалехард

Цель: знакомить
достопримечательностями своего
города.

Рассказывать о самых красивых местах родного города. Музей
имени И.С. Шемановского, музей Юрия Неелова. Беседа,
просмотр презентации

Осень
Сезонные изменения
в природе

«Путешествие по
городу Салехард и
городам Ямала»

1. Наблюдения на
прогулке за изменениями
в природе поздней осенью

осенью - пасмурно, дождливо. Листья на деревья желтеют,
краснеют, опадают. Птицы улетают, животные впадают в
спячку (воробьи и сороки остаются).

Осень
Сезонные изменения
в природе

«Путешествие по
городу Салехард и
городам Ямала»

2.«Растительный мир
тундры осенью». Ель
сибирская, мох

Цель: дать первоначальные
представления о природе Севера.
Указать на сезонные изменения,
происходящих в тундре и городе
осенью. Развивать
наблюдательность, мышление,
речь.
Цель: развивать наблюдательность,
проявлять интерес к окружающему
миру.

2.10-6.10

Дары осени Овощи.
Фрукты. Хлеб. Труд
взрослых.

«Путешествие по
городу Салехард и
городам Ямала»

3. Дары осени, тундры.

Цель: познакомить с дарами осени
тундры. Учить заботливо и бережно
относится к дарам тундры

Рассматривание ягоды наших северных лесов – морошки (на
презентации или альбом).

2.10-6.10

Домашние животные
и птицы. Значение
домашних животных
и птиц в жизни
человека

«Путешествие по
городу Салехард и
городам Ямала»

1. Домашние животные
Знакомство с профессией
оленевода

Цель: развивать наблюдательность,
внимание, глазомер, мышление.

С помощью демонстрационного материала познакомить с
профессией оленевода. Развивать наблюдательность,
внимание, глазомер, мышление. Воспитывать доброе
отношение к животным. Привить уважение к профессии.

9.10-13.10

Животные Севера

«Путешествие по
городу Салехард и
городам Ямала»

2. «Северный олень»
Чтение «Олень»
Ю. Шесталов

Цель: познакомить детей с главным
животным севера.

Северный олень- сокровище для коренных жителей севера.
Расширять и уточнять представления детей об особенностях
жизни оленя.
Познакомить с лисицей расширять представления о жизни
животных осенью. Познакомить воробьем, расширять и
уточнять представления детей об особенностях жизни птиц
осенью. Углубить и расширить знания детей о птицах учить
отличать птиц от других животных севера.
Расширить представления детей об особенностях климата
пустынь и полупустынь.
Уточнить представления дошкольников о роли водоемов в

18.09-22.09

Мой город
достопримечательно
сти
Осень
Сезонные изменения
в природе

октябрь

25.09-29.09

16.10-20.10

Дикие животные и
птицы. Животные
леса

«Путешествие по
городу Салехард и
городам Ямала»

3. Животные нашей
тундры. Лисица.
Знакомство с воробьем.

Цель: расширять представления о
птицах и животных северного края.

23.10-27.10

Путешествие в
жаркие страны. Мир
степей и пустынь.

«Путешествие по
городу Салехард и
городам Ямала»

4. Мир степей и пустынь.

Цель: Обогатить знания ребёнка о
разнообразии
растительного и
животного
мира
пустыни
и

16

Беседа: познакомить с Историко-архитектурным комплексом
«Обдорский острог» Обогащать словарный запас по теме
«Город». умение видеть целостную картину, слышать,
понимать произведения искусства. Воспитывать любовь к
родному городу
Просмотр презентации, Беседа «День города»

Познакомить с растительным миром тундры.

«Самолет»
Зрительная
гимнастика
«Самолет»,
динамическая
гимнастика «Поезд»

Зрительная гим.
«Теремок»
Материал:
фотографии
Салехарда
Динамическая пауза
«Дети едут на
машине»
Зрительная гим.
«Ветерок»
Динамическая пауза
«Вот полянка, а
вокруг…»
Зрительная гим.
«Ветерок»
Пальчиковая
гимнастика
«Хозяйка»
Зрительная гим.
«Кошка»
Динамическая пауза
«Кошка»
Зрительная
гим.«Буратино»
Материал: Наборы
одежды, кукла.
Динамическая пауза
«Вот полянка, а
вокруг…»
Зрительная
гимнастика
«Буратино»
П/и «У медведя во
бору»
Зрительная
гимнастика «Осень»
Динамическая пауза
«Пять маленьких
рыбок»
Зрительная
гимнастика «Осень»
Материал: Наборы

1.Россия – мой дом.
Народов дружная семья.
УНТ народов России

Цель: развивать у детей чувство
патриотизма.

2.Беседа «Я в гостях на
севере»

Цель:
Воспитание
у
детей
дружеских чувств и эмоционально
положительного
отношения
к
народам Севера.

засушливой пустынной зоне.
Обогатить знания ребёнка о разнообразии растительного и
животного мира пустыни и полупустыни.
Закреплять знание детей о России и ЯМАЛЕ;
Развивать у детей интерес к культуре северного народа;
воспитывать в ребенке чувства гордости, уважения и любви к
тому месту, в котором он живет, воспитывать уважение к
национальным традициям.
приобщение детей к обычаю – гостеприимству народов
Севера.
Формирование у детей представлений о северных народах и
об их традиции, гостеприимства.

«Звуки ЯМАЛА»

3.«Кто живет в чуме»

Цель: развивать у детей интерес к
культуре северного народа

Познакомить детей с жильем коренных жителей севера и их
жильцами. (презентация, иллюстрации)

«Звуки ЯМАЛА»

4.«Кто в чуме живет?

Цель: Вызвать интерес к народам
севера, их быту и традициям

Познакомить с традиционной ненецкой сумкой – тучей,
Дидактическая игра «Что в туче у чум работницы»
(демонстрационный материал)

«Народные
промыслы»

«Звуки ЯМАЛА»

1. познакомить с историей
домашней утвари народом
севера

Цель: Развивать исследовательские
и
творческие
способности.
Развивать зрительные, тактильные
навыки.

Дать представления о национальной домашней утвари «Хув
ан»-удлинённая чаша, черпак изготовлены из древесины,
кузовки для хранения ягоды изготовлены из бересты.
Воспитывать бережное отношение к труду людей.(
демонстрационный материал, иллюстрации)

Земля – наш общий
дом. День округа.

«Звуки ЯМАЛА»

2.Тема: «День округа»
Показ презентации

Цель: познакомить с праздником
нашего
округа,
воспитывать
любовь к родному краю

Зима. Сезонные
изменения в природе

«Звуки ЯМАЛА»

3.Зима в тундре (или на
севере)
Наблюдение на прогулке
за зимними изменениями
в природе.

«Звуки ЯМАЛА»

4.Наблюдение за
северным сиянием

«Звуки ЯМАЛА»

5.Тема: Традиции народов
Севера при праздновании
праздника «Новый год»
1. Народные игры и
забавы народов Севера.
П.и. «Оленья упряжка»

Цель: Расширять представления о
зиме. Знакомить с
зимними
видами
спорта,
Формировать
представления
о
безопасном
поведении
зимой, воспитывать
бережное отношение к природе,
умение замечать красоту зимней
природы.
Цель: Способствовать развитию
познавательного
интереса
к
окружающему миру.
Цель: продолжать знакомить детей
с культурой, обычаями, традициями
народов Севера.
Цель: привлечение и приобщение
детей к национальной культуре и
национальным
видам
спорта
народов Севера, через этику
народных
игр
воспитывать
уважение к людям, развивать

Дать знания о празднике «День округа»
Воспитывать интерес к округу, к жизни и деятельности людей,
населяющих ее. Рассказать о том, что в округе есть города и
села, что люди занимаются рыболовством, оленеводством,
заготавливают ягоды и грибы.
Стало холодно, вода замерзла, превратилась в лед, идет снег.
Деревья без листьев. Люди надевают теплую одежду и обувь.
Дети катаются на санках, лыжах, коньках.
Формировать исследовательский и познавательный интерес в
ходе экспериментирования с водой и льдом.

30.10-3.11

«Моя Родина»

07.11-10.11

Гостеприимство
народов Севера.

13.11-17.11

Мой дом. Жилище,
изба, дом. Мебель,
утварь.

20.11-24.11

27.11-01.12

4.12-8.12

11.12-15.12

«Путешествие по
городу Салехард и
городам Ямала»
«Звуки ЯМАЛА»

январь

декабрь

ноябрь

полупустыни. Развивать словарный
запас.

18.12-22.12
25.12-29.12
9.01-12.01

Новый год. Традиции
подготовки и
празднования
Народные игры и
забавы.

«Звуки ЯМАЛА»

17

Познакомить с явлением на севере «Северное
сияние».(Демонстрационный материал, презентация)
Знакомить с произведениями национальных поэтов о малой
родине и Отечестве, представление о социокультурных
ценностях нашего народа.
Познакомить с содержанием народных игр

игрушек, матрешки
Пальчиковая игра
«Этот пальчик –
дедушка…»
Зрительная
гимнастика «Осень»
Пальчиковая игра
«Этот пальчик –
дедушка…»
Зрительная
гимнастика «Осень»
Пальчиковая игра
«Этот пальчик –
дедушка…»
Зрительная
гимнастика «Осень»
Пальчиковая игра
«Этот пальчик –
дедушка…»
Зрительная
гимнастика «Осень»
Зрительная
гимнастика
«Тренировка»
Материал: посуда
чайная, столовая,
кухонная
Зрительная
гимнастика
«Тремок»
Зрительная
гимнастика «Белка»
Динамическая пауза
нировка»

Зрительная
гимнастика «Ёлка»
Материал: ёлочка
Зрительная
гимнастика
«Тренировка»
Зрительная
гимнастика
«Тренировка»

февраль

Март

чувство товарищества и доброты.
Цель: дать представления о русских
обрядовых праздниках.

15.01-19.01

Здравствуй, старый
Новый год!

«Звуки ЯМАЛА»

2.Коляда, коляда отворяй
ворота

22.01-26.01

Спорт. Зимние
забавы.
Зимние забавы.

«Я на севере живу»

3.Тема: Беседа:
Знакомство с зимними
национальными играми

Цель: формировать представление о
народных
играх
и
забавах,
приобщать к традициям народов
Севера.

«Я на севере живу»

4.Ознакомление с
предметным окружением.
«Кукла в национальном
костюме»

Цель:
познакомить
женскими
и
национальными
сезонными нарядами.

Транспорт. Виды
транспорта.
Правила ПДД.

«Я на севере живу»

1.Тема: Знакомство с
транспортом северного
народа.

Цель:
приобщение
детей
национальным
традициям
обычаям народов Севера.

к
и

«Я на севере живу»

2.Тема: «Национальные
игрушки северных детей».

Цель:
познакомить
национальными игрушками.

с

19.02-22.02

Народная игрушка.
Мир игрушек.
(Игрушки народов
России)
Народные промыслы

«Я на севере живу»

3.Тема: «Народные
промыслы»

Цель:
познакомить
детей
с промыслами народов севера
Формировать
у
детей
познавательный
интерес
к
окружающему миру; активное,
небезразличное
отношение
к
«малой» родине, ее истории,
настоящему и будущему.

Знакомить с народными промыслами. Продолжать знакомить с
устным народным творчеством.
Использовать фольклор при организации всех видов
детской деятельности

26.02-1.03

Наша армия.

«Я на севере живу»

4.Тема: «Я сильный как
солдат»

Знакомить с «военными» профессиями. Воспитывать любовь
к Родине. (презентация, стихи, иллюстрации)

Зрительная
гимнастика
«Комплекс №1»
Игры эстафеты,
Материалы: одежда
народов севера

4.03.-7.03

Мамин праздник.

«Я на севере живу»

1.Тема: В гости к хозяйке
чума

Знакомство с хозяйкой чума, с убранством чума.
Беседа: «Мамы разные нужны, мамы разные важны».

11.03-15.03

Одежда. Обувь.
Разновидности
одежды и обуви.

«Я на севере живу»

2.«Национальная одежда
и обувь».

Цель:
осуществлять
патриотическое
воспитание.
Формировать
первичные
гендерные
представления
(воспитывать
в
мальчиках
стремления
быть
сильными,
смелыми.
Цель: продолжаем знакомство с
бытом, культурой и трудом
коренных
народов
Севера.
Воспитание духовно- нравственных
качеств личности, чувства доброты
и заботы к близким людям.
Цель: учить узнавать и называть
одежду народов Севера.
Развивать
восприятие,
воображение, речь.

«Я на севере живу»

3.Тема: «Реки нашего

Цель: познакомить с реками нашего

Дать знания о пользе рек для человека и животных.

Зрительная
гимнастика
«Комплекс №2»
Динамическая пауза
«Пять маленьких
рыбок»
Зрительная
гимнастика
«Комплекс №2»
Динамическая пауза
«Эй ребята не
ленитесь»
Зрительная

29.01-2.02

5.02-9.02

12.02-16.02

18.03-22.03

День Воды. Вода в

18

детей
с
мужскими
нарядами,

Продолжать знакомить с обрядовыми праздниками,
поддерживать интерес детей к истокам русской культуры,
воспитывать чувство патриотизма.
«Гонка на оленях», «Хорей». Познакомить с правилами игр, с
помощью иллюстрации и презентаций показать общую
картину игры.

Упражнять детей в различении и назывании предметов
национальной одежды. Помочь детям разобраться в том,
какую одежду носят осенью, а какую зимой.с помощью
иллюстраций показать вышивку на костюме, из бисера, меха,
лоскутов.
Познакомить детей с видами транспорта на севере. Рассказать
о нартах и оленьих упряжках.
Игры «Займи место на нарте».

знакомить с народными подвижными играми, национальной
игрушкой - куклой «Нухуко», ее особенностями.
Дидактическая игра «Кукла в национальной одежде»

С помощью демонстрационного материла, познакомить детей
с национальной одеждой. Мужская «шуба»-малица, женская
«шуба»-ягушка.
Кисы- традиционная зимняя обувь народов крайнего севера.

Зрительная
гимнастика
«Тренировка»
Зрительная
гимнастика
«Самолет»
Материал: нарты
Динамическая пауза
«Мы в автобусе
сидим»
Зрительная
гимнастика
«Самолет»
Динамическая пауза
«Ровным кругом»
Зрительная
гимнастика
«Самолет»
Динамическая пауза
«У оленя дом
большой»
Зрительная
гимнастика
«Комплекс №1»
Игры - эстафеты
Зрительная
гимнастика
«Комплекс №1»

Апрель

жизни человека,
животного, птицы,
растения. Рыба.
25.03-29.03

Я в мире искусства.

города».
(Полуй, Шайтанка)

«Я на севере живу»

города, дать знания о пользе рек в
жизни человека и животных.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Цель: расширять представления
детей об искусстве, традициях и
обычаях
народов
Севера.
Познакомить детей с народными
песнями и танцами.

Знакомство с творчеством художников (пословицы,
поговорки, сказки), мастеров резьбы по кости (и другое)
родного края.
Коллективная работа (рисование, аппликация и др), например
«Укрась орнаментом народов Севера платье для куклы)

Цель: продолжать знакомить детей
с праздником и традициями
народов Севера. Привить чувство
уважения к людям тяжелого трудаоленеводам, которые живут в
суровых условиях тундры.
Цель: вызвать
сочувствие к
голодающим и замерзающим зимой
птицам, учить проявлять заботу о
них.

Развивать представления детей о проведении праздников в
Северных регионах

гимнастика
«Комплекс №2»
Динамическая пауза
«У оленя дом
большой»
Зрительная
гимнастика
«Комплекс №2»
Динамическая пауза
«Эй ребята не
ленитесь»

Праздники народов
севера

4.Беседа на тему 5.
«Национальное
искусство»
Виды искусства:
музыкальное,
танцевальное,
художественное и др.
«Я - частица твоя, мой 1.Тема: Беседа «День
Ямал»
оленевода»

1.04-5.04

Добрые дела. Акция
добра. День птиц.

«Я - частица твоя,
мой Ямал»

2.
Тема: Акция покормим
птиц. Знакомство с
сорокой на прогулке.

8.04-12.04

Праздники Народов
Севера. Встреча
весны. Вороний
день.

«Я - частица твоя,
мой Ямал»

3.Тема: Праздник
«Вороний день».

Цель: познакомить детей с одним
из
древних,
национальных
праздников весны- «Вороний день»

15.04-19.04

Весна. Сезонные
изменения в природе

«Я - частица твоя,
мой Ямал»

4.Тема: Наблюдение на
прогулке весенними
изменениями в природе.

Цель: дать знания о сезонных
изменениях в тундре и городе с
наступлением весны.

Воспитывать бережное отношения к природе, умение
замечать красоту весенней природы. Расширять
представления о сезонных изменениях (изменения в погоде,
растения зверей и птиц).

22.04-26.04

Растения. Виды
растительного мира:
деревья, цветы,
трава.

«Я - частица твоя,
мой Ямал»

1.Тема: Экскурсия по
территории детского сада.
(Распускаются почки, тает
снег, бегут ручьи)

Цель: обогащение знаний детей о
весенних изменениях.

Зрительная
гимнастика
«Солнышко»
Шапочки цветочков

29.04-10.05

День Победы.
Защитники. Солдаты.
Военная техника.

«Я - частица твоя,
мой Ямал»

2.Тема: Беседа: «День
Победы».
О героях ЯНАО В годы
ВОВ.
Рисование «Подарок папе,
дедушке»

Цель: воспитание у детей чувства
патриотизма,
уважения
к
ветеранам. Закрепить знания детей
о ВОВ.

Проявлять бережное отношение к природе: не ломать ветки.
Расширять представления о простейших связях в природе
(потеплело — появилась травка и т. д.).
Выявить изменения в природе.
Рассказать о подвигах героев ЯНАО в ВОВ, наглядно, с
помощью демонстрационного материала показать детям
технику, с помощью которой победили врага.

13.05-17.05.

Я человек. Я расту.

«Я - частица твоя,
мой Ямал»

3.Тема: «Ребенок в чуме»
Чтение «Колыбельная»
Ю. Анко

Цель: расширять знания о роли
семьи в жизни человека.

Закрепить знания о семье. Определять обязанности и
трудовые поручения в чуме. Воспитывать уважение и
дружеские отношения между членами семьи.

Зрительная
гимнастика
«Буратино»
Пальчиковая
гимнастика «Паучок

19

Способствовать формированию у детей потребности общению
с природой и окружающим миром, ответственности за
«братьев наших меньших». Знакомство с внешним строением
птицы. Вызывать желание помочь им. Дать знания о дне
«День птиц». Побуждать детей к наблюдению за повадками
птиц.
Расширять представления о народной культуре, продолжать
знакомить с устным народным творчеством.

Зрительная
гимнастика
«Комплекс №2»
Материал: шапочки
оленят,
иллюстрации
Зрительная
гимнастика
«Комплекс №2»
Материал: шапочки
оленят,
иллюстрации.
Зрительная
гимнастика
«Солнышко»
Материал: березки,
ежик, зайчик, олень,
волк
Зрительная
гимнастика
«Солнышко»

Зрительная
гимнастика
«Буратино»
Динамическая пауза
«Мы активно
отдыхаем»

20.05-24.05

Скоро лето!
Скоро лето. Виды
насекомых.

«Я - частица твоя,
мой Ямал»

4.Тема: Лето. Комары,
бабочки.

Цель: учить выявлять сезонные
изменения
в
природе
с
наступлением лета, воспитывать
бережное отношение к природе.
Формировать
элементарные
представления
о
садовых
и
огородных
растениях.
Формировать
исследовательский
и познавательный интерес в ходе
экспериментирования с водой и
песком.

наблюдения за комарами, бабочками, изучение их строения.
Расширять представления детей о лете, о сезонных
изменениях на участке детского сада.
Летом - солнце светит ярко, греет, появляется много цветов.
Вода в реке теплая, в ней можно купаться. Птицы поют
громко.

Зрительная
гимнастика
«Самолет»
Динамическая пауза
«У оленя дом
большой»

27.05-31.05

Скоро лето!
Скоро лето. Виды
насекомых.

«Я - частица твоя,
мой Ямал»

5.Тема: «Изменение в
природе» зеленеют
листочки, распускаются
цветочки, познакомить с
одуванчиком.

Цель: расширять знания у детей о
сезонных изменениях живой и
неживой природы.

Учить детей отмечать летние изменения в природе.
Знакомство с одуванчиком (рассмотреть его окрас, стебель,
листья)

Зрительная
гимнастика
«Буратино»
Пальчиковая
гимнастика «Паучок

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».