Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

9 OZNAK C OKR

Пояснительная записка
(вторая младшая группа комбинированной направленности)
Рабочая программа по ОО «Познавательное развитие» образовательный компонент «составлена
в соответствии с
Образовательной программой МБДОУ Детского сада «Кристаллик» (далее - Образовательная программа), с Федеральной
образовательной программой (далее ФОП).
Программа конкретизирует содержание
ОО «Познавательное развитие» и даёт распределение периодов организованной
образовательной деятельности (далее ООД) по часам с учётом разделов:
- «Ознакомление с предметным окружением»;
- «Ознакомление с социальным миром»;
- «Ознакомление с миром природы».
Рабочая программа предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет и разработана с учётом особенностей развития детей
данного возраста.
Программа определяет обязательную часть Образовательной программы и часть, формируемую участниками образовательного
процесса.
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере
профессиональной необходимости.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Младшая групп (3-4 лет). М., «Мозаика – Синтез», 2015 г.
- Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду». Младшая групп (3-4 лет). М.; «Мозаика – Синтез», 2015г.
- Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2–7 лет М.: «Мозаика-синтез», 2014г.
-- Программа «Край мой, северный Ямал»
Цель
Задачи

Программа
«Край мой,
северный

Ознакомление дошкольников с явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры.
Радел «Ознакомление с предметным окружением»
Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда.
Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей,
делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.
Радел «Ознакомление с социальным миром»
Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование
гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.
Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
Радел «Ознакомление с миром природы»
Ознакомление с природой и природными явлениями.
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.
Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все
взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
Главная цель по реализации Программы состоит в создании благоприятных условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка и
предусматривает формирование у воспитанников целостной картины мира посредством ознакомления с родным краем.
Задачи:

2

Ямал»

Развивать способность чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы Ямала;
Формировать знания о коренном населении (ненцы, ханты, коми, манси), их образе жизни; о традициях и фольклоре северных народностей;
Воспитывать любовь к родному краю, городу, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое об их истории.

Особенности организации образовательного процесса
Особенностью данной программы является комплексный подход к организации ООД, направленной на активизацию зрительных
функций и развитие зрительного восприятия. Активное включение в процесс ООД сохранных анализаторов и речи, как эффективного
средства компенсации зрительной недостаточности.
Работа строится согласно тематическому планированию.
Комбинированную группу посещают здоровые и дети (4) с нарушение зрения (амблиопия, косоглазие), поэтому для данной
категории детей созданы специальные условия:
- используются подставки «Сигма» с дополнительным освещением,
- размещение воспитанников в соответствии с рекомендациями врача офтальмолога, учителя-дефектолога(тифлопедагог).
- гимнастика для снятия зрительного напряжения (2-3 минуты).
Содержание ОО «Познавательное развитие»
Содержание конкретизируется календарно-тематическим планированием (приложение).
Возраст
3-4 года
(вторая
младшая
группа)

Разделы

Программное содержание

Ознакомление
с социальным
миром

Знакомить с театром через мини-спектакли и представления, а также через игры-драматизации по произведениям детской литературы.
Знакомить с ближайшим окружением (основными объектами городской/поселковой инфраструктуры): дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская.
Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; самые любимые места
посещения в выходные дни.
Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и
обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. Обращать внимание детей на личностные (доброжелательный, чуткий) и деловые (трудолюбивый, аккуратный)
качества человека, которые ему помогают трудиться.
Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; побуждать рассказывать о том,
где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке) и пр.

3

Ознакомление
с миром природы

Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания.
Знакомить детей с аквариумными рыбками и декоративными птицами (волнистыми попугайчиками, канарейками и др.).
Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.), о земноводных (на примере лягушки).
Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.
Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др.).
Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа и др.), фрукты (яблоко, груша, персики и др.), ягоды (малина, смородина и др.).
Дать элементарные представления о растениях данной местности: деревьях, цветущих травянистых растениях (одуванчик, мать-и-мачеха и др.). Показать, как растут
комнатные растения (фикус, герань и др.). Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.
Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых
и детей.
Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается), песка (сухой — рассыпается, влажный — лепится), снега (холодный, белый, от тепла
— тает).
Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.
Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (чтобы растение росло, нужно его поливать и т. п.).
Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).
Сезонные наблюдения
Осень. Учить замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в
теплые края.
Расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи и
фрукты и называть их.
Зима. Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду).
Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их. Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег,
прозрачные льдинки и т.д.; участвовать в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек.
Весна. Продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы: ярче светит солнце, снег начинает таять, становится рыхлым, выросла трава, распустились
листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки.
Расширять представления детей о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко — потеплело — появилась травка, запели птицы, люди заменили теплую
одежду на облегченную.
Показать, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей на грядки.
Лето. Расширять представления о летних изменениях в природе: жарко, яркое солнце, цветут растения, люди купаются, летают бабочки, появляются птенцы в гнездах.
Дать элементарные знания о садовых и огородных растениях. Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды.

«Путешествие по Расширять представление о родном городе. Познакомить детей с названиями некоторых улиц. Рассказывать о самых красивых местах родного города.
городу Салехард иДать элементарное представление о таких праздниках, как День рождение города, Праздник народов Севера.
городам Ямала» коренных жителей Ямала.
Дать представления о сезонных изменениях в природе Крайнего Севера. Помогать устанавливать простейшие связи между живой и неживой природой (время года – состояние растений).
Иметь представления о приспособленности растений и животных к среде обитания (тундра, лесотундра). Различать и называть ягоды и грибы.
Узнавать разные породы деревьев по коре и листьям.
Иметь представления о домашних животных и их детенышах (олень): особенности поведения, передвижения; что едят; какую пользу приносят людям.
Иметь представления о жизни диких животных в природных условиях нашего края; как передвигаются и спасаются от врагов; чем питаются; как приспосабливаются к жизни в условиях
Крайнего Севера.
Знать правила: не ломать кусты, не мусорить в лесу и т.п.). Обращать внимание на красоту окружающей природы.
«Я - частица твоя,Проявлять интерес к истории и культуре родного края.
Иметь представления о коренных жителях нашего края, условиях их проживания (чум), традиционной одежде (ягушка, малица).
мой Ямал»
Иметь представления об основных занятиях ненцев – оленеводство, средством передвижения - оленья упряжка (нарты).
Иметь представления детей об общественном транспорте – вертолет, самолет и значение их в условиях Крайнего Севера.
Проявлять толерантность и гуманность к сверстникам разных национальностей; уважение к труду, обычаям и традициям
«Звуки Ямала»
Программа
«Край мой,
северный
Ямал»

Целевые ориентиры
В соответствии с ФГОС ДО Программа предусматривает определение результатов освоения образовательного материала в виде
целевых ориентиров. Целевые ориентиры
рассматриваются как социально-нормативные возрастные характеристики возможных
достижений ребёнка. Рабочей программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности.
Целевые ориентиры, представленные в рабочей программе:
4

 не подлежат непосредственной оценке;
 не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;
 не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
 не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Критерии уровней освоения дошкольником рабочей программы носят условный характер и используются как профессиональный
инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей
индивидуальной работы с детьми по Программе.
Возрастная
группа
3 – 4 года
(вторая младшая
группа)

Разделы
Ознакомление с
предметным
окружением
Ознакомление
с социальным
миром

Ознакомление
с миром природы

Программа
«Край мой,
северный Ямал»

Целевые ориентиры
Называет знакомые предметы, объясняет их назначение, называет признаки (цвет, форма, материал).
Выделяет признаки и свойства предметов, подбирает и группирует предметы по этим признакам, а также по их назначению.
Проявляет познавательную активность, интерес к новым объектам ближайшего окружения, самостоятельно обследует их, стремится экспериментировать с ними.
Ориентируется в помещении детского сада.
Имеет первичные представления о себе: знает своё имя, возраст, пол.
Имеет первичные гендерные представления (мужчины смелые, сильные; женщины нежные, заботливые).
Называет членов своей семьи, их имена.
Знает название родного города.
Знаком с некоторыми профессиями (врач, продавец, воспитатель, повар, шофёр, строитель).
Знает и называет некоторые растения, животных и их детёнышей.
Знает о садовых и огородных растениях, о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды.
Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.
Проявляет бережное отношение к природе.

«Путешествие по
городу Салехард и
городам Ямала»

Называет улицы, на которых живут дети.
Рассказывает о самых красивых местах родного города.
Имеет представление о таких праздниках, как День рождение города, Праздник народов Севера.

«Звуки Ямала»

Имеет представление о сезонных изменениях в природе Крайнего Севера. Устанавливает простейшие связи между живой и неживой природой (время года – состояние
растений).
Имеет представление о приспособленности растений и животных в среде обитания (тундра, лесотундра). Различает и называет ягоды и грибы.
Узнает разные породы деревьев по коре и листьям.
Имеет представления о домашних животных и их детенышах (олень): особенности поведения, передвижения; что едят; какую пользу приносят людям.
Имеют представления о жизни диких животных в природных условиях нашего края; как передвигаются и спасаются от врагов; чем питаются; как приспосабливаются к
жизни в условиях Крайнего Севера.
Знают правила: не ломать кусты, не мусорить в лесу и т.п.). Обращать внимание на красоту окружающей природы.
Проявляют интерес к истории и культуре родного края.
Имеют представления о коренных жителях нашего края, условиях их проживания (чум), традиционной одежде (ягушка, малица).
Иметь представления об основных занятиях ненцев – оленеводство, средством передвижения - оленья упряжка (нарты).
Имеют представления детей об общественном транспорте – вертолет, самолет и значение их в условиях Крайнего Севера.
Проявляют толерантность и гуманность к сверстникам разных национальностей; уважение к труду, обычаям и традициям коренных жителей Ямала.

«Я- частица твоя,
мой Ямал»

Педагогическая диагностика освоения ОО «Познавательное развитие»
проводится два раза в год (в сентябре и мае) и
осуществляется с использованием метода педагогического наблюдения, критериальных диагностических методик, во время ООД, и во
время свободной самостоятельной деятельности.
Показатель развития детей по образовательному компоненту «Познавательное развитие» определяется по трем уровням:
5

Уровни
Высокий уровень
3 балла
Средний уровень
2 балла
Низкий уровень
1 балл

Ребенок самостоятельно выполняет все задания, без помощи взрослого, отвечает развернутыми ответами на вопросы. Сообщает дополнительные сведения по вопросу.
Ребенок выполняет задания с небольшой помощью взрослого. Требуется пояснение взрослого по ходу выполнения задания.
Ребенок не справляется с заданием. Снижена мотивация к выполнению задания. Отказывается от выполнения задания.

Диагностическая карта
ОО «Познавательное развитие» формирование целостной картины мира вторая младшая группа
Группа №______ «__________________________»
Н.Г._________________20_____г

Дата проведения диагностики:

Н

К

К

Н

К

Н

Проявляет
бережное
отношение к
природе

Н

К

Итоговый результат

Выделяет наиболее
характерные
сезонные
изменения в
природе

Н

Знает и называет
некоторые
растения,
животных и их
детёнышей

Называет свой
город (посёлок,
село)

Фамилия, имя ребёнка

Ориентируется в
помещении
детского сада

№ п\п

Называет знакомые
предметы,
объясняет их
назначение,
называет признаки
(цвет, форма,
материал)

К.Г._________________20_____г.

К

Н

К

Н

К

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Кто проводил: воспитатель Н.Г.____________________________________ /_________________/
Ф.И.О.

роспись

К.Г.____________________________________ /_________________/
Ф.И.О.

роспись

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________

6

Диагностическая карта
Программе «Программа «Край мой, северный Ямал»

Главная
достопримечатель
ность города
Салехард

. Собери целое из
четырех
частей:
собрать картинки с
изображением
архитектурного
объекта(музей)

Объяснить
своими словами назови праздник
Севера.

Назови птиц,
животных
живущих на
Крайнем Севере

Покажи на
иллюстрации
деревья, грибы и
ягоды, которые
растут на Крайнем
Севере

Какие знаете
народные сказки
коренных
малочисленных
народов Севера?

Объяснить своими
словами - Чум

№ п\п

Дата проведения диагностики:
Н.Г._________________20_____г
К.Г._________________20_____г.

Что находится
вокруг детского
сада
«Кристаллик»?

Группа №______ «__________________________»

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Фамилия, имя ребёнка

К

К

К

К

К

К

К

Итоговый
результат

К

Н

К

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Кто проводил: воспитатель Н.Г.____________________________________ /_________________/
Ф.И.О.

роспись

К.Г.____________________________________ /_________________/
Ф.И.О.

роспись

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________

7

Распределение учебного материала
(Количество занятий)
Разделы
Ознакомление с предметным окружением

Ознакомление
с социальным миром

Ознакомление
с миром природы

тема

Количество организованной
образовательной деятельности
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
36

«Транспорт»
«Мебель»
«Одежда»
«Чудесный мешочек»
«Помогите Незнайке»
«Теремок»
«Найди предметы рукотворного мира»
«Деревянный брусочек»
«Радио»
«Смешной рисунок»
«Золотая мама»
«Тарелочка из глины»
«Что лучше: бумага или ткань?»
«Подарки для медвежонка»
«Опиши предмет»
«Папа, мама, я – семья»
«Кто в домике живет»
«Варвара краса, длинная коса»
«Хорошо у нас в детском саду»
«Наш зайчонок заболел»
«Приключения в комнате»
«Мой родной город»
«Вот так мама, золотая прямо»
«Как мы с Фунтиком возили песок»
«Что мы делаем в детском саду»
«Няня моет посуду»
«Подарок для крокодила Гены»
«Овощи с огорода»
«Меняем воду в аквариуме»
«В гостях у бабушки»
«Подкормим птиц зимой»
«В январе, в январе, много снега во дворе…»
«У меня живет котенок»
«Уход за комнатным растением»
«Прогулка по весеннему лесу»
«Экологическая тропа»

ИТОГО

Общее
количество часов

15

12

9

36

Организация образовательного процесса
Образовательная область «Познавательное развитие» реализуется через организацию ООД (определяется регламентом этой
деятельности (расписание) и в совместной деятельности взрослого с детьми в ходе в режимных моментов.
Общий объем учебной нагрузки деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН.
Общее количество часов организованной образовательной деятельности
8

Возраст
3-4 года
(вторая младшая группа)

Длительность одного
периода ООД (минут)
15

Количество ООД в неделю
1

Количество
ООД в месяц
4

Количество
ООД в год
36

Применяемые технологии в процессе ООД
1.

2.

3.

Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности:
Игровые технологии;
Технологии проблемного обучения;
Информационно-компьютерные технологии;
Проектная технология.
Технологии развивающего обучения:
Технологии, опирающиеся на познавательный интерес (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдов);
Технологии, опирающиеся на индивидуальный опыт личности (технология И.С. Якиманской);
Технологии, опирающиеся на творческие потребности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер);
Технологии, опирающиеся на социальные инстинкты (И.П. Иванов) (коллективные творческие дела).
Здоровьесберегающие технологи:
Учебно-воспитательные технологии (физкультурно-оздоровительная деятельность на занятиях в виде различных гимнастик (зрительных, пальчиковых), физкультминуток, динамических пауз и пр.);
Психолого-педагогические технологии (обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми).

Методическое обеспечение
Программнометодическое
обеспечение
Литература и
пособия

Название / Автор
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, С. Комаровой, М.А. Васильевой. Мозаика - Синтез 2015 г.

Методические пособия
Формирование элементарных математических представлений
Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа (3–4 года).
Развитие познавательно - исследовательской деятельности
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.
Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4–7 лет).
Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3–7 лет).
Шиян О. А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке (3–7 лет) (готовится к печати).
Ознакомление с предметным окружением и социальным миром
Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Младшая группа (3–4 года).
Ознакомление с миром природы
Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа (3–4 года) (готовится к печати).
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
Д ы б и н а О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Младшая группа (3–4 года).
Соломенникова О. А. Ознакомление с природой. Младшая группа (3–4 года).
Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа (3–4 года).
Наглядно-дидактические пособия
Ознакомление с предметным окружением и социальным миром
Серия «Мир в картинках»: «Авиация»; «Автомобильный транспорт»; «Арктика и Антарктика»; «Бытовая техника»; «Водный транспорт»; «Высоко в горах»; «Инструменты домашнего
мастера»; «Космос»; «Офисная техника и оборудование»; «Посуда»; «Школьные принадлежности».
Серия «Рассказы по картинкам»: «В деревне»; «Кем быть?»; «Мой дом»; «Профессии».
Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о бытовых приборах»; «Расскажите детям о космонавтике»; «Расскажите детям о космосе»; «Расскажите детям о рабочих инструментах»;
«Расскажите детям о транспорте», «Расскажите детям о специальных машинах»; «Расскажите детям о хлебе».
Плакаты: «Счет до 10»; «Счет до 20»; «Цвет»; «Форма».
Ознакомление с миром природы

9

Плакаты: «Домашние животные»; «Домашние питомцы»; «Домашние птицы»; «Животные Африки»; «Животные средней полосы»; «Овощи»; «Птицы»; «Фрукты».
Картины для рассматривания: «Коза с козлятами»; «Кошка с котятами»; «Свинья с поросятами»; «Собака с щенками».
Серия «Мир в картинках»: «Деревья и листья»; «Домашние животные»; «Домашние птицы»; «Животные — домашние питомцы»; «Животные жарких стран»; «Животные средней полосы»;
«Морские обитатели»; «Насекомые»; «Овощи»; «Рептилии и амфибии»; «Собаки — друзья и помощники»; «Фрукты»; «Цветы»; «Ягоды лесные»; «Ягоды садовые».
Серия «Рассказы по картинкам»: «Весна»; «Времена года»; «Зима»; «Лето»; «Осень»; «Родная природа».
Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о грибах»; «Расскажите детям о деревьях»; «Расскажите детям о домашних животных»; «Расскажите детям о домашних питомцах»;
«Расскажите детям о животных жарких стран»; «Расскажите детям о лесных животных»; «Расскажите детям о морских обитателях»; «Расскажите детям о насекомых»; «Расскажите детям о
фруктах»; «Расскажите детям об овощах»; «Расскажите детям о птицах»; «Расскажите детям о садовых ягодах».
Магнитофон
Видеокамера
Фотоаппарат
Фиксирование фрагментов детской деятельности для педсоветов, родительских собраний, оформление фотовыставок и фотоальбомов.
Интерактивный стол
Стол ActivTable компании Promethean – это многопользовательский интерактивный стол, созданный для развития навыков совместной работы учеников,
повышения вовлеченности и обучения в соответствии с уровнем учеников. На сенсорной поверхности с интуитивно понятными функциями могут одновременно работать до 6 учеников,
используя разнообразные готовые учебные задания, инструменты и ресурсы. Небольшие группы учеников могут совместно выполнять одно задание или независимо работать над частью
проекта для всей группы. В отличие от многих инструментов с функцией «мультитач», стол ActivTable компании Promethean специально создан для того, чтобы помочь учителям быстро, легко
и эффективно создать среду обучения, направленную на совместную работу.
Веб-камеры
Предназначенна для видеоконференций, — это, как правило, простые модели камер, подключаемые к компьютеру, на котором запущена программа типа Instant Messenger.
Модели камер, используемые в охранных целях, могут снабжаться дополнительными устройствами и функциями (такими, как детекторы движения, подключение внешних датчиков и т. п.)
Ноутбук Подготовка презентаций, дидактического материала, конспектов, создание консультаций на сайт ДОУ.
Интерактивная доска
Просмотр детских обучающих программ, презентаций, слайдов, электронных игр.

Оборудование

Календарно - тематическое планирование
ОО «Познавательное развитие», ООД «Ознакомление с окружающим миром»
3-4 года (вторая младшая группа)

Сентябрь

М
ес
яц

Тема недели

Раздел

Тема

Программное содержание

Ход ООД

Компонент ДОУ +
НРК

1
(01.09-02.09)

«Прощай лето»

Ознакомление с
предметным
окружением

«Как я провел лето»

1.Беседа «Где вы были»
2.Игра «Когда это бывает»
3.Д\и «Расскажи с кем ты отдыхал летом»

Зрительная
гимнастика
«Самолет»

2
(05.09-09.09)

Детский сад

Ознакомление с
социальным
миром

«Здравствуйте» Веракса,
Комарова, Васильева
«Перспективное
планирование»

3
(12.09-16.09)

Мой город

Ознакомление с
социальным
миром

«Мой родной город»
О.В.Дыбина стр.38

Формировать умение устанавливать простейшие связи между
сезонными изменениями в природе и отдыхе людей. Развивать
коммуникативные способности по отношению к сверстникам и
взрослым.
Воспитывать культуру поведения.
Познакомить с элементарными правилами поведения, этикой
общения и приветствиями.
Развивать коммуникативные способности по отношению к
сверстникам и взрослым.
Воспитывать культуру поведения.
Учить детей называть родной город (поселок). Дать
элементарные представления о родном городе. Подвести детей к
пониманию того, что в городе много улиц, многоэтажных домов,
разных машин. Воспитывать любовь к родному городу.

4
(19.09-23.09)

Осень

Ознакомление с
миром природы

«Листопад, листопад,
засыпает старый сад»
Веракса, Комарова,
Васильева

Знакомить с характерными особенностями осенних деревьев,
строением цветов. Воспитывать любовь к природе.

10

1.Отгадывание загадок, 2.Рассматривание
иллюстраций.
3.Рассказ воспитателя о детском садике.
1.Рассматривание фотографий,
иллюстраций с изображением Салехарда,
улиц, транспорта.
2.Беседа.
3.Д/у «Расскажи о своем доме».

1.Рассматривание осенних деревьев и
листьев.
2.Д/у «Такой листок беги ко мне».

Зрительная
гимнастика
«Самолет»,
динамическая
гимнастика «Поезд»
Зрительная гим.
«Теремок»
Материал:
фотографии
Салехарда
Динамическая пауза
«Дети едут на
машине»
Зрительная гим.
«Ветерок»
Динамическая пауза
«Вот полянка, а

Дары осени

Ознакомление с
миром природы

2
(03.10-07.10)

Домашние
животные и
птицы

Ознакомление с
миром природы

3
(10.10-14.10)

Я на Севере
живу

Ознакомление с
предметным
окружением

4
(17.10-21.10)

Дикие
животные и
птицы

Ознакомление с
миром природы

5
(24.10-28.10)

Путешествие в
жаркие страны

Ознакомление с
миром природы

1
(31.10-04.11)

Россия – мой
дом

2
(07.11-11.11)

«В гостях у бабушки»
Веракса, Комарова,
Васильева
«Перспективное
планирование»
Д. и. «Кукла в
национальном костюме»
программа «Край, в
котором мы живем»

вокруг…»
Учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть
овощи (огурец, помидор, морковь, репа). Расширять
представления о выращивании овощных культур. Вызвать
желание участвовать в инсценировке русской народной сказки
«Репка».
Продолжать знакомить с домашними животными, их
детенышами. Учить детей правильно обращаться с домашними
животными. Формировать заботливое отношение к домашним
животным.
Упражнять детей в различении и назывании предметов
национальной одежды. Помочь детям разобраться в том, какую
одежду носят осенью, а какую зимой.

1.Рассматривание презентации «Овощи».
2.Заучивание р.н.п. «Огуречик, огуречик».
3.Д/и «Чудесный мешочек».
1.Рассматривание иллюстраций с
изображением домашних животных и их
детенышей.
2.Д/и «Кто в домике живет».
3.Раскрашивание раскрасок.
1.Рассматривание картины с зимним
пейзажем.
2.Рассматривание национальной одежды.
3.Аппликация «Узор для ягушки».

«Как звери в лесу
готовятся к зиме» О.А.
Воронкевич «Добро
пожаловать в экологию»
стр.30
«Посещение зоопарка»
С.Н. Николаева «Юный
эколог» средняя гр. стр.85

Формировать умение устанавливать простейшие связи между
сезонными изменениями в природе и поведением зверей
(изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму).

1.Рассматривание картин с изображением
животных в лесу.
2.Д/и «Кто в домике живет».
3.Д/у «Чей детеныш».

Формировать представления о диких экзотических животных:
льве, слоне, обезьянах, крокодиле; дать элементарные сведения
о том, где они проживают в природе. Учить детей различать
голоса животных.

1.Просмотр презентации «Зоопарк».
2.Беседа о жизни животных в природе.
3.Компьютерная игра «Кто в домике
живет».

Ознакомление с
предметным
окружением

«Помогите Незнайке»
О.В.Дыбина стр.26

Побуждать детей определять, различать и описывать предметы
природного и рукотворного мира. Игры с матрешками.

1.Рассматривание наборов игрушек.
2.Беседа о происхождении предметов.
3.Д/у «Найди предмет».

Я среди людей

Ознакомление с
социальным
миром

«Папа, мама, я – семья»
О.В.Дыбина стр.21

Формировать первоначальные представления о семье.
Воспитывать у ребенка интерес к собственному имени.

1.Составление рассказа о маме и папе.
2.Рассматривание семейных альбомов.
3.Д/и «Чьи вещи».

3
(14.11-18.11)

Мой дом

Ознакомление с
предметным
окружением

«Мебель» О.В.Дыбина
стр.20

Учить детей определять и различать мебель, виды мебели,
выделять основные признаки предметов мебели (цвет, форма,
величина, строение, функции и т.д.); группировать предметы по
признакам.

1.Рассматривание кукольной мебели,
овощей, фруктов.
2.Д/у «Расставь мебель».
3.Д/у «Угостим куклу Катю чаем».

4
(21.11-25.11)

Моя семья.
День матери

Ознакомление с
социальным
миром

«Варвара краса, длинная
коса» О.В.Дыбина стр.28

Знакомить детей с трудом мамы, дать представление о том, что
мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке.
Формировать уважение к маме.

1.Беседа о прическах девочек.
2.Беседа о мамах и бабушках.
3.Отгадывание загадок.

1
(28.11-02.12)

Посуда.
Продукты
питания

Ознакомление с
предметным
окружением

«Знакомство детей с
обобщающим
понятием «посуда»

Учить детей находить сходство и различия
в предметах, уметь группировать, объединять предметы по
сходным существенным признакам в одно родовое понятие.

1.Беседа.
2.Рассматривание посуды.
3.Описание.

Дек
абр
ь

Ноябрь

Октябрь

1
(26.09-30.09)

«Перспективное
планирование»
«Овощи с огорода» О.А.
Соломенникова стр.25

11

Зрительная гим.
«Ветерок»
Пальчиковая
гимнастика
«Хозяйка»
Зрительная гим.
«Кошка»
Динамическая пауза
«Кошка»
Зрительная
гим.«Буратино»
Материал: Наборы
одежды, кукла.
Динамическая пауза
«Вот полянка, а
вокруг…»

Зрительная
гимнастика
«Буратино»
П/и «У медведя во
бору»
Зрительная
гимнастика «Осень»
Динамическая пауза
«Пять маленьких
рыбок»
Зрительная
гимнастика «Осень»
Материал: Наборы
игрушек, матрешки
Пальчиковая игра
«Этот пальчик –
дедушка…»
Зрительная
гимнастика «Осень»
Пальчиковая игра
«Этот пальчик –
дедушка…»
Зрительная
гимнастика «Осень»
Пальчиковая игра
«Этот пальчик –
дедушка…»
Материал: кукла
Хомани
Зрительная
гимнастика
«Тренировка»

2
(05.12-09.12)

Январь

Познакомить с родовым понятием
«посуда».

Ознакомление с
социальным
миром

«Земля – наш общий дом»

Закрепить знания о многообразии растительного и животного
мира нашей планеты. Учить детей беречь природу.

«Зима в лесу» Веракса,
Комарова, Васильева
«Перспективное
планирование»
«Как мы дружно все
живем!» Веракса,
Комарова, Васильева
«Перспективное
планирование»

Формировать представление о животном мире. Учить узнавать и
называть животных, живущих в лесу. Познакомить с
зимующими и перелетными птицами.

Игровая программа
«Народные игры»

Дать знания о традициях празднования народных праздников.
Познакомить детей с народной игрой «Два мороза», «Важенка и
оленята», «Санный поезд».

«Знакомство со
свойствами и качествами
бумаги и ткани.
Коллективное
изготовление альбома
«Елочка» Николаева ср.гр.
стр. 54
«В январе, в январе, много
снега во дворе…» О.А.
Соломенникова стр.34

Уточнять представления детей о бумаге и изделиях из нее
(бумагу делают из деревьев, бумага очень нужна людям, из нее
изготавливают разные предметы: книги, альбомы, салфетки и
др., она бывает разного цвета, тонкая и толстая, мягкая и
жесткая, на ней можно рисовать, из нее можно делать игрушки,
бумагу надо беречь); упражнять детей в аппликации — умении
составлять и склеивать предмет из частей.
Уточнять знания детей о зимних явлениях природы.
Познакомить детей со свойствами снега. Формировать
эстетическое отношение к окружающей природе. Обогащать и
активизировать словарный запас.
Учить детей определять и различать транспорт, виды
транспорта, основные признаки (цвет, форма, величина,
строение, функции).

3
(12.12-16.12)

Зима

Ознакомление с
миром природы

4
(19.12-30.12)

Новый год

Ознакомление с
миром природы

1
2
(09.01-13.01)

Февраль

Земля – наш
общий дом

Алешина стр.72

Зимние выходные
Народные игры Ознакомление с
социальным
и забавы
миром

3
(16.01-20.01)

Здравствуй,
старый Новый
год!

Ознакомление с
предметным
окружением

4
(23.01-27.01)

Спорт. Зимние
забавы

Ознакомление с
социальным
миром

1
(30.01-03.02)

Транспорт

Ознакомление с
предметным
окружением

«Транспорт»
О.В.Дыбина стр.19

2
(06.02-10.02)

Народная
игрушка.

Ознакомление с
социальным
миром

«Знакомство детей со
свойствами
дерева. Народные
игрушки» Алешина стр.80

3
(13.02-17.02)

Народные
промыслы

Ознакомление с
социальным
миром

«Хохлома»

4
(20.02-24.02)

Наша армия

Ознакомление с
социальным
миром

«Мы поздравляем наших
пап!» Веракса, Комарова,
Васильева

Познакомить с государственным праздником - Новый год.
Приобщать к русской праздничной культуре.

1.Рассматривание иллюстраций
«Природные зоны земли».
2.Чтение стихотворения В. Орлова
«Живой букварь».
3. П/и «Кошки-мышки».
1.Рассматривание изображений диких
животных.
2.Беседа «Как звери и птицы живут в лесу
зимой».
1.Рассматривание картины «Новый год».
2.Беседа о праздновании Нового года.
3.Хоровод «В лесу родилась елочка».

Зрительная
гимнастика «Белка»
Динамическая пауза
Зрительная
гимнастика «Ёлка»
Материал: ёлочка

Беседа о традициях русского народа
Просмотр презентации.
П/и «Два мороза», «Важенка и оленята»,
«Санный поезд».
1.Рассматривание бумажной ленты и
ленты из ткани.
2.Сравнение.
3.Изготовление книги в подарок
родителям.

Зрительная
гимнастика
«Тренировка»

1.Чтение стихотворения С. Маршака
«Январь».
2.Эксперименты со снегом.
3.Постройка снеговика.
1.Отгадывание загадок о транспорте.
2.Составление рассказов о транспорте.

Зрительная
гимнастика
«Тренировка»

Познакомить детей со свойствами дерева и
резины (резина — мягкий, упругий материал; дерево —твердый,
неупругий материал). Показать, как люди используют свойства
материалов при изготовлении
предметов. Дать знания о народных игрушках.
Познакомить детей с народным промыслом – хохломская
роспись. Дать знания о труде взрослых. Продолжать знакомить с
деревянными изделиями. Учить делиться полученными
впечатлениями.

1.Рассматривание предметов, определение
материала.
2.Определение свойств материалов
3.Знакомство с народными игрушками.

Познакомить с государственным праздником - День защитника
Отечества. Воспитывать доброе отношение к папе, вызывать
чувство гордости за своего отца.

1.Просмотр презентации.
2.Беседа о папах.
3.Рассматривание рисунков.

12

Материал: посуда
чайная, столовая,
кухонная
Зрительная
гимнастика
«Тренировка»

1.Рассматривание изделий из дерева,
покрытых хохломской росписью,
2.описание.
3.Д/у «Кому что нужно».

Зрительная
гимнастика
«Тренировка»

Зрительная
гимнастика
«Самолет»
Материал: нарты
Динамическая пауза
«Мы в автобусе
сидим»
Зрительная
гимнастика
«Самолет»
Динамическая пауза
«Ровным кругом»
Зрительная
гимнастика
«Самолет»
Динамическая пауза
«У оленя дом
большой»
Зрительная
гимнастика
«Комплекс №1»

Март
Апрель
Май

1
(27.02-03.03)

Мамин
праздник

Ознакомление с
социальным
миром

2
(06.03-10.03)

Одежда. Обувь.

Ознакомление с
социальным
миром

3
(13.03-17.03)

День Воды.

4
(20.03-24.03)

«Перспективное
планирование»
«Вот так мама, золотая
прямо» Дыбина О.В. стр.
39

Игры - эстафеты
Продолжать знакомить детей с трудом мам и бабушек, показать
их деловые качества; формировать уважение к маме и бабушке,
желание рассказывать о них.

1.Беседа о мамах.
2.Д/у «Поможем маме».

Зрительная
гимнастика
«Комплекс №1»

«Одежда» О.В.Дыбина
стр.23

Упражнять детей в умении определять и различать одежду,
выделять основные признаки предметов одежды (цвет, форма,
величина, строение); группировать предметы по признакам.

1.Рассматривание картинок «Обувь»,
«Одежда».
2.Д/и «Кто быстрее».

Ознакомление с
миром природы

«Рыбка, рыбка, где ты
спишь?»

Познакомить детей со средой обитания рыб – водой, с рекой
Обь. На основе стихотворения И. Токмаковой закрепить
представления детей о «Домиках» собаки, лисы, белки, мышки.
Развивать речь детей. Воспитывать интерес к родному краю.

1. Рассматривание картинок «Рыбы»,
иллюстраций с изображением Оби.
2. П/и «Рыбки».
3. Лепка камешков для аквариума.

Я в мире
искусства

Ознакомление с
социальным
миром

«Знакомство детей с
трудом музыканта»

Дать знания о труде музыканта. Познакомить детей с
музыкальными инструментами. Воспитывать любовь к
искусству.

1.Беседа.
2.Рассматривание картинок
«Музыкальные инструменты».
3.Прослушивание классической музыки.

1
(27.03-31.03)

Добрые дела

Ознакомление с
предметным
окружением

«Путешествие по группе»
О.В.Дыбина стр.58

Обобщать знания детей о труде помощника воспитателя, учить
выделять результат труда в каждом из трудовых процессов и
осознавать его значимость, направленность на заботу о детях.
Воспитывать уважение к труду няни.

1.Сравнение глины и песка.
2.Определение свойств глины.
3.Рассматривание изделий из глины.

2
(03.04-07.04)

Планета Земля.
Космос

Ознакомление с
предметным
окружением

«Большие и маленькие
звездочки» Веракса,
Комарова, Васильева
«Перспективное
планирование»

Продолжить знакомить с явлениями неживой природы: небом,
солнцем, месяцем, звездами.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку,
культуру поведения.

1.Просмотр презентации о космосе.
2.Рассматривание альбома «Космос».
3.Беседа о звездах.

3
(10.04-14.04)

Праздники
Народов Севера

Ознакомление с
социальным
миром

«День оленевода»

Продолжать знакомить детей с трудом взрослых. Дать знания о
труде оленевода. Воспитывать уважение к труду взрослых.

1.Беседа о труде оленевода.
2.Просмотр презентации.
3.П/и «Ловля оленей».

4
(17.04-21.04)

Весна

Ознакомление с
миром природы

«Прогулка по весеннему
лесу» О.А.
Соломенникова стр. 39

Знакомить с характерными особенностями весенней погоды.
Расширять представления о лесных растениях и животных.
Формировать представления о простейших связях в природе.

1.Прослушивание аудиозаписи «Голоса
птиц».
2.П/и «Солнышко и дождик».
3.Хоровод «Березка».

Зрительная
гимнастика
«Комплекс №1»
Материал: одежда
народов севера
Зрительная
гимнастика
«Комплекс №2»
Динамическая пауза
«Пять маленьких
рыбок»
Зрительная
гимнастика
«Комплекс №2»
Динамическая пауза
«Эй, ребята, не
ленитесь»
Зрительная
гимнастика
«Комплекс №2»
Динамическая пауза
«У оленя дом
большой»
Зрительная
гимнастика
«Комплекс №2»
Динамическая пауза
«Эй ,ребята, не
ленитесь»
Зрительная
гимнастика
«Комплекс №2»
Материал: шапочки
оленят, иллюстрации.
Зрительная
гимнастика
«Солнышко»
Материал: березки,
ежик, зайчик, олень,
волк
Зрительная
гимнастика
«Солнышко»

5
(24.04-28.04)

День Победы

Ознакомление с
социальным
миром

«День Победы»

Продолжать знакомить детей с праздниками нашей родины.
Воспитывать патриотизм, любовь к Родине.

1.Презентация «День Победы».
2.Беседа.

1
(01.05-12.05)

Растения

Ознакомление с
миром природы

«Весенние цветы»

Дать знания о первоцветах. Закрепить знания о признаках весны.
Воспитывать любовь к природе.

1.Беседа о цветах.
2.Рассматривание альбома «Цветы».
3.Н/и «Сложи картинку».

13

Зрительная
гимнастика
«Солнышко»
Материал: шапочки

2
(15.05-19.05)

Я человек.
Я расту.

Ознакомление с
социальным
миром

«Мы - мальчики и
девочки»

Конкретизировать первоначальные представления о
собственной принадлежности в соответствии с внешними
признаками (одежда, прическа).

1.Рассматривание кукольной одежды для
мальчика и девочки.
2.Чтение Л.Толстого «Была у Насти
кукла».

3-4
(22.05-31.05)

Скоро лето!

Ознакомление с
миром природы

«Шестиногие малыши»
Веракса, Комарова,
Васильева
«Перспективное
планирование»

Учить устанавливать отличия у бабочки и жука. У бабочки яркие большие крылья, усики, хоботок. Бабочка ползает, летает.
У жука - твердые крылья, жуки ползают и летают, жужжат.

1.Загадывание загадок о насекомых.
2.Беседа о растениях, насекомых.
3.П/и «Ровным кругом».

цветов
Зрительная
гимнастика
«Буратино»
Динамическая пауза
«Мы активно
отдыхаем»
Зрительная
гимнастика
«Буратино»
Пальчиковая
гимнастика «Паучок»

Условные обозначения:
д/у – дидактическое упражнение;
д/и – дидактическая игра;
п/и – подвижная игра;
н/и – настольная игра.
. Календарно - тематическое планирование
ОО «Познавательное развитие», Программа «Край мой, северный Ямал»
3-4 года (вторая младшая группа)
Тема недели

М
ес
я
ц
1
(04.09-08.09)

Детский сад
Труд воспитателя,
няни, повара и врача

сентябрь

11.09-15.09

18.09-22.09

Мой город
достопримечательно
сти
Осень
Сезонные изменения
в природе

Раздел

Тема

Программное содержание

Ход ООД

«Путешествие по
городу Салехард и
городам Ямала»
«Путешествие по
городу Салехард и
городам Ямала»

1. Экскурсия по детскому
саду

Цель: ориентироваться на
территории детского сада

Познакомить с детским садом, учить ориентироваться по
территории детского сада.

2. Беседа «Наш город»

Цель: развивать мышление, речь.
Знакомить детей с родным городом.

«Путешествие по
городу Салехард и
городам Ямала»

3. День города показ
презентации, беседа

Цель: познакомить детей с
праздником «День города»

Беседа: познакомить с Историко-архитектурным комплексом
«Обдорский острог» Обогащать словарный запас по теме
«Город». умение видеть целостную картину, слышать,
понимать произведения искусства. Воспитывать любовь к
родному городу
Просмотр презентации, Беседа «День города»

«Путешествие по
городу Салехард и
городам Ямала»

4. Знакомство с главным
городом: столицей ЯмалаСалехард

Цель: знакомить
достопримечательностями своего
города.

14

Рассказывать о самых красивых местах родного города. Музей
имени И.С. Шемановского, музей Юрия Неелова. Беседа,
просмотр презентации

Компонент ДОУ +
НРК

Зрительная
гимнастика
«Самолет»
Зрительная
гимнастика
«Самолет»,
динамическая
гимнастика «Поезд»

Зрительная гим.
«Теремок»
Материал:
фотографии
Салехарда
Динамическая пауза
«Дети едут на
машине»

ноябрь

октябрь

25.09-29.09

Осень
Сезонные изменения
в природе

«Путешествие по
городу Салехард и
городам Ямала»

1. Наблюдения на
прогулке за изменениями
в природе поздней осенью

Цель: дать первоначальные
представления о природе Севера.
Указать на сезонные изменения,
происходящих в тундре и городе
осенью. Развивать
наблюдательность, мышление,
речь.
Цель: развивать наблюдательность,
проявлять интерес к окружающему
миру.

осенью - пасмурно, дождливо. Листья на деревья желтеют,
краснеют, опадают. Птицы улетают, животные впадают в
спячку (воробьи и сороки остаются).

Зрительная гим.
«Ветерок»
Динамическая пауза
«Вот полянка, а
вокруг…»

Осень
Сезонные изменения
в природе

«Путешествие по
городу Салехард и
городам Ямала»

2.«Растительный мир
тундры осенью». Ель
сибирская, мох

Познакомить с растительным миром тундры.

3. Дары осени, тундры.

Цель: познакомить с дарами осени
тундры. Учить заботливо и бережно
относится к дарам тундры

Рассматривание ягоды наших северных лесов – морошки (на
презентации или альбом).

Зрительная гим.
«Ветерок»
Пальчиковая
гимнастика
«Хозяйка»
Зрительная гим.
«Кошка»
Динамическая пауза
«Кошка»

2.10-6.10

Дары осени Овощи.
Фрукты. Хлеб. Труд
взрослых.

«Путешествие по
городу Салехард и
городам Ямала»

2.10-6.10

Домашние животные
и птицы. Значение
домашних животных
и птиц в жизни
человека

«Путешествие по
городу Салехард и
городам Ямала»

1. Домашние животные
Знакомство с профессией
оленевода

Цель: развивать наблюдательность,
внимание, глазомер, мышление.

С помощью демонстрационного материала познакомить с
профессией оленевода. Развивать наблюдательность,
внимание, глазомер, мышление. Воспитывать доброе
отношение к животным. Привить уважение к профессии.

9.10-13.10

Животные Севера

«Путешествие по
городу Салехард и
городам Ямала»

2. «Северный олень»
Чтение «Олень»
Ю. Шесталов

Цель: познакомить детей с главным
животным севера.

Северный олень- сокровище для коренных жителей севера.
Расширять и уточнять представления детей об особенностях
жизни оленя.

16.10-20.10

Дикие животные и
птицы. Животные
леса

«Путешествие по
городу Салехард и
городам Ямала»

3. Животные нашей
тундры. Лисица.
Знакомство с воробьем.

Цель: расширять представления о
птицах и животных северного края.

23.10-27.10

Путешествие в
жаркие страны. Мир
степей и пустынь.

«Путешествие по
городу Салехард и
городам Ямала»

4. Мир степей и пустынь.

Цель: Обогатить знания ребёнка о
разнообразии
растительного и
животного
мира
пустыни
и
полупустыни. Развивать словарный
запас.

30.10-3.11

«Моя Родина»

«Путешествие по
городу Салехард и
городам Ямала»

1.Россия – мой дом.
Народов дружная семья.
УНТ народов России

Цель: развивать у детей чувство
патриотизма.

07.11-10.11

Гостеприимство
народов Севера.

2.Беседа «Я в гостях на
севере»

Цель:
Воспитание
у
детей
дружеских чувств и эмоционально
положительного
отношения
к
народам Севера.

Познакомить с лисицей расширять представления о жизни
животных осенью. Познакомить воробьем, расширять и
уточнять представления детей об особенностях жизни птиц
осенью. Углубить и расширить знания детей о птицах учить
отличать птиц от других животных севера.
Расширить представления детей об особенностях климата
пустынь и полупустынь.
Уточнить представления дошкольников о роли водоемов в
засушливой пустынной зоне.
Обогатить знания ребёнка о разнообразии растительного и
животного мира пустыни и полупустыни.
Закреплять знание детей о России и ЯМАЛЕ;
Развивать у детей интерес к культуре северного народа;
воспитывать в ребенке чувства гордости, уважения и любви к
тому месту, в котором он живет, воспитывать уважение к
национальным традициям.
приобщение детей к обычаю – гостеприимству народов
Севера.
Формирование у детей представлений о северных народах и
об их традиции, гостеприимства.

13.11-17.11

Мой дом. Жилище,
изба, дом. Мебель,
утварь.

3.«Кто живет в чуме»

Цель: развивать у детей интерес к
культуре северного народа

Познакомить детей с жильем коренных жителей севера и их
жильцами. (презентация, иллюстрации)

«Звуки ЯМАЛА»

«Звуки ЯМАЛА»

15

Зрительная
гим.«Буратино»
Материал: Наборы
одежды, кукла.
Динамическая пауза
«Вот полянка, а
вокруг…»
Зрительная
гимнастика
«Буратино»
П/и «У медведя во
бору»
Зрительная
гимнастика «Осень»
Динамическая пауза
«Пять маленьких
рыбок»
Зрительная
гимнастика «Осень»
Материал: Наборы
игрушек, матрешки
Пальчиковая игра
«Этот пальчик –
дедушка…»
Зрительная
гимнастика «Осень»
Пальчиковая игра
«Этот пальчик –
дедушка…»
Зрительная
гимнастика «Осень»
Пальчиковая игра
«Этот пальчик –
дедушка…»
Зрительная

20.11-24.11

«Звуки ЯМАЛА»

4.«Кто в чуме живет?

Цель: Вызвать интерес к народам
севера, их быту и традициям

Познакомить с традиционной ненецкой сумкой – тучей,
Дидактическая игра «Что в туче у чум работницы»
(демонстрационный материал)

«Народные
промыслы»

«Звуки ЯМАЛА»

1. познакомить с историей
домашней утвари народом
севера

Цель: Развивать исследовательские
и
творческие
способности.
Развивать зрительные, тактильные
навыки.

Дать представления о национальной домашней утвари «Хув
ан»-удлинённая чаша, черпак изготовлены из древесины,
кузовки для хранения ягоды изготовлены из бересты.
Воспитывать бережное отношение к труду людей.(
демонстрационный материал, иллюстрации)

Земля – наш общий
дом. День округа.

«Звуки ЯМАЛА»

2.Тема: «День округа»
Показ презентации

Цель: познакомить с праздником
нашего
округа,
воспитывать
любовь к родному краю

Зима. Сезонные
изменения в природе

«Звуки ЯМАЛА»

3.Зима в тундре (или на
севере)
Наблюдение на прогулке
за зимними изменениями
в природе.

«Звуки ЯМАЛА»

4.Наблюдение за
северным сиянием

Новый год. Традиции
подготовки и
празднования
Народные игры и
забавы.

«Звуки ЯМАЛА»

5.Тема: Традиции народов
Севера при праздновании
праздника «Новый год»
1. Народные игры и
забавы народов Севера.
П.и. «Оленья упряжка»

15.01-19.01

Здравствуй, старый
Новый год!

«Звуки ЯМАЛА»

2.Коляда, коляда отворяй
ворота

Цель: Расширять представления о
зиме. Знакомить с
зимними
видами
спорта,
Формировать
представления
о
безопасном
поведении
зимой, воспитывать
бережное отношение к природе,
умение замечать красоту зимней
природы.
Цель: Способствовать развитию
познавательного
интереса
к
окружающему миру.
Цель: продолжать знакомить детей
с культурой, обычаями, традициями
народов Севера.
Цель: привлечение и приобщение
детей к национальной культуре и
национальным
видам
спорта
народов Севера, через этику
народных
игр
воспитывать
уважение к людям, развивать
чувство товарищества и доброты.
Цель: дать представления о русских
обрядовых праздниках.

Дать знания о празднике «День округа»
Воспитывать интерес к округу, к жизни и деятельности людей,
населяющих ее. Рассказать о том, что в округе есть города и
села, что люди занимаются рыболовством, оленеводством,
заготавливают ягоды и грибы.
Стало холодно, вода замерзла, превратилась в лед, идет снег.
Деревья без листьев. Люди надевают теплую одежду и обувь.
Дети катаются на санках, лыжах, коньках.
Формировать исследовательский и познавательный интерес в
ходе экспериментирования с водой и льдом.

22.01-26.01

Спорт. Зимние
забавы.
Зимние забавы.

«Я на севере живу»

3.Тема: Беседа:
Знакомство с зимними
национальными играми

Цель: формировать представление о
народных
играх
и
забавах,
приобщать к традициям народов
Севера.

«Я на севере живу»

4.Ознакомление с
предметным окружением.
«Кукла в национальном
костюме»

Цель:
познакомить
женскими
и
национальными
сезонными нарядами.

27.11-01.12

4.12-8.12

декабрь

11.12-15.12

18.12-22.12
25.12-29.12

февр
аль

январь

9.01-12.01

29.01-2.02

«Звуки ЯМАЛА»

16

детей
с
мужскими
нарядами,

Познакомить с явлением на севере «Северное
сияние».(Демонстрационный материал, презентация)
Знакомить с произведениями национальных поэтов о малой
родине и Отечестве, представление о социокультурных
ценностях нашего народа.
Познакомить с содержанием народных игр

Продолжать знакомить с обрядовыми праздниками,
поддерживать интерес детей к истокам русской культуры,
воспитывать чувство патриотизма.
«Гонка на оленях», «Хорей». Познакомить с правилами игр, с
помощью иллюстрации и презентаций показать общую
картину игры.

Упражнять детей в различении и назывании предметов
национальной одежды. Помочь детям разобраться в том,
какую одежду носят осенью, а какую зимой.с помощью
иллюстраций показать вышивку на костюме, из бисера, меха,

гимнастика «Осень»
Пальчиковая игра
«Этот пальчик –
дедушка…»
Зрительная
гимнастика «Осень»
Зрительная
гимнастика
«Тренировка»
Материал: посуда
чайная, столовая,
кухонная
Зрительная
гимнастика
«Тремок»
Зрительная
гимнастика «Белка»
Динамическая пауза
нировка»

Зрительная
гимнастика «Ёлка»
Материал: ёлочка
Зрительная
гимнастика
«Тренировка»
Зрительная
гимнастика
«Тренировка»

Зрительная
гимнастика
«Тренировка»
Зрительная
гимнастика
«Самолет»
Материал: нарты
Динамическая пауза
«Мы в автобусе
сидим»
Зрительная
гимнастика
«Самолет»
Динамическая пауза

5.02-9.02

«Ровным кругом»
Зрительная
гимнастика
«Самолет»
Динамическая пауза
«У оленя дом
большой»
Зрительная
гимнастика
«Комплекс №1»
Игры - эстафеты
Зрительная
гимнастика
«Комплекс №1»

«Я на севере живу»

1.Тема: Знакомство с
транспортом северного
народа.

Цель:
приобщение
детей
национальным
традициям
обычаям народов Севера.

к
и

«Я на севере живу»

2.Тема: «Национальные
игрушки северных детей».

Цель:
познакомить
национальными игрушками.

с

19.02-22.02

Народная игрушка.
Мир игрушек.
(Игрушки народов
России)
Народные промыслы

«Я на севере живу»

3.Тема: «Народные
промыслы»

Цель:
познакомить
детей
с промыслами народов севера
Формировать
у
детей
познавательный
интерес
к
окружающему миру; активное,
небезразличное
отношение
к
«малой» родине, ее истории,
настоящему и будущему.

Знакомить с народными промыслами. Продолжать знакомить с
устным народным творчеством.
Использовать фольклор при организации всех видов
детской деятельности

26.02-1.03

Наша армия.

«Я на севере живу»

4.Тема: «Я сильный как
солдат»

Знакомить с «военными» профессиями. Воспитывать любовь
к Родине. (презентация, стихи, иллюстрации)

Зрительная
гимнастика
«Комплекс №1»
Игры эстафеты,
Материалы: одежда
народов севера

4.03.-7.03

Мамин праздник.

«Я на севере живу»

1.Тема: В гости к хозяйке
чума

Знакомство с хозяйкой чума, с убранством чума.
Беседа: «Мамы разные нужны, мамы разные важны».

11.03-15.03

Одежда. Обувь.
Разновидности
одежды и обуви.

«Я на севере живу»

2.«Национальная одежда
и обувь».

Цель:
осуществлять
патриотическое
воспитание.
Формировать
первичные
гендерные
представления
(воспитывать
в
мальчиках
стремления
быть
сильными,
смелыми.
Цель: продолжаем знакомство с
бытом, культурой и трудом
коренных
народов
Севера.
Воспитание духовно- нравственных
качеств личности, чувства доброты
и заботы к близким людям.
Цель: учить узнавать и называть
одежду народов Севера.
Развивать
восприятие,
воображение, речь.

3.Тема: «Реки нашего
города».
(Полуй, Шайтанка)

Цель: познакомить с реками нашего
города, дать знания о пользе рек в
жизни человека и животных.

Дать знания о пользе рек для человека и животных.
Воспитывать бережное отношение к воде.

4.Беседа на тему 5.
«Национальное
искусство»
Виды искусства:
музыкальное,
танцевальное,
художественное и др.
«Я - частица твоя, мой 1.Тема: Беседа «День
Ямал»
оленевода»

Цель: расширять представления
детей об искусстве, традициях и
обычаях
народов
Севера.
Познакомить детей с народными
песнями и танцами.

Знакомство с творчеством художников (пословицы,
поговорки, сказки), мастеров резьбы по кости (и другое)
родного края.
Коллективная работа (рисование, аппликация и др), например
«Укрась орнаментом народов Севера платье для куклы)

Зрительная
гимнастика
«Комплекс №2»
Динамическая пауза
«Пять маленьких
рыбок»
Зрительная
гимнастика
«Комплекс №2»
Динамическая пауза
«Эй ребята не
ленитесь»
Зрительная
гимнастика
«Комплекс №2»
Динамическая пауза
«У оленя дом
большой»
Зрительная
гимнастика
«Комплекс №2»
Динамическая пауза
«Эй ребята не
ленитесь»

Цель: продолжать знакомить детей
с праздником и традициями

Развивать представления детей о проведении праздников в
Северных регионах

12.02-16.02

18.03-22.03

День Воды. Вода в
жизни человека,
животного, птицы,
растения. Рыба.

«Я на севере живу»

25.03-29.03

Я в мире искусства.

«Я на севере живу»

А
п
р
е
л
ь

Март

лоскутов.
Познакомить детей с видами транспорта на севере. Рассказать
о нартах и оленьих упряжках.
Игры «Займи место на нарте».

Транспорт. Виды
транспорта.
Правила ПДД.

Праздники народов
севера

17

знакомить с народными подвижными играми, национальной
игрушкой - куклой «Нухуко», ее особенностями.
Дидактическая игра «Кукла в национальной одежде»

С помощью демонстрационного материла, познакомить детей
с национальной одеждой. Мужская «шуба»-малица, женская
«шуба»-ягушка.
Кисы- традиционная зимняя обувь народов крайнего севера.

Зрительная
гимнастика

народов Севера. Привить чувство
уважения к людям тяжелого трудаоленеводам, которые живут в
суровых условиях тундры.
Цель: вызвать
сочувствие к
голодающим и замерзающим зимой
птицам, учить проявлять заботу о
них.

1.04-5.04

Добрые дела. Акция
добра. День птиц.

«Я - частица твоя,
мой Ямал»

2.
Тема: Акция покормим
птиц. Знакомство с
сорокой на прогулке.

8.04-12.04

Праздники Народов
Севера. Встреча
весны. Вороний
день.

«Я - частица твоя,
мой Ямал»

3.Тема: Праздник
«Вороний день».

Цель: познакомить детей с одним
из
древних,
национальных
праздников весны- «Вороний день»

15.04-19.04

Весна. Сезонные
изменения в природе

«Я - частица твоя,
мой Ямал»

4.Тема: Наблюдение на
прогулке весенними
изменениями в природе.

Цель: дать знания о сезонных
изменениях в тундре и городе с
наступлением весны.

Воспитывать бережное отношения к природе, умение
замечать красоту весенней природы. Расширять
представления о сезонных изменениях (изменения в погоде,
растения зверей и птиц).

22.04-26.04

Растения. Виды
растительного мира:
деревья, цветы,
трава.

«Я - частица твоя,
мой Ямал»

1.Тема: Экскурсия по
территории детского сада.
(Распускаются почки, тает
снег, бегут ручьи)

Цель: обогащение знаний детей о
весенних изменениях.

Зрительная
гимнастика
«Солнышко»
Шапочки цветочков

29.04-10.05

День Победы.
Защитники. Солдаты.
Военная техника.

«Я - частица твоя,
мой Ямал»

2.Тема: Беседа: «День
Победы».
О героях ЯНАО В годы
ВОВ.
Рисование «Подарок папе,
дедушке»

Цель: воспитание у детей чувства
патриотизма,
уважения
к
ветеранам. Закрепить знания детей
о ВОВ.

Проявлять бережное отношение к природе: не ломать ветки.
Расширять представления о простейших связях в природе
(потеплело — появилась травка и т. д.).
Выявить изменения в природе.
Рассказать о подвигах героев ЯНАО в ВОВ, наглядно, с
помощью демонстрационного материала показать детям
технику, с помощью которой победили врага.

13.05-17.05.

Я человек. Я расту.

«Я - частица твоя,
мой Ямал»

3.Тема: «Ребенок в чуме»
Чтение «Колыбельная»
Ю. Анко

Цель: расширять знания о роли
семьи в жизни человека.

Закрепить знания о семье. Определять обязанности и
трудовые поручения в чуме. Воспитывать уважение и
дружеские отношения между членами семьи.

20.05-24.05

Скоро лето!
Скоро лето. Виды
насекомых.

«Я - частица твоя,
мой Ямал»

4.Тема: Лето. Комары,
бабочки.

Цель: учить выявлять сезонные
изменения
в
природе
с
наступлением лета, воспитывать
бережное отношение к природе.
Формировать
элементарные
представления
о
садовых
и
огородных
растениях.
Формировать
исследовательский
и познавательный интерес в ходе
экспериментирования с водой и
песком.

наблюдения за комарами, бабочками, изучение их строения.
Расширять представления детей о лете, о сезонных
изменениях на участке детского сада.
Летом - солнце светит ярко, греет, появляется много цветов.
Вода в реке теплая, в ней можно купаться. Птицы поют
громко.

Зрительная
гимнастика
«Буратино»
Пальчиковая
гимнастика «Паучок
Зрительная
гимнастика
«Самолет»
Динамическая пауза
«У оленя дом
большой»

27.05-31.05

Скоро лето!
Скоро лето. Виды
насекомых.

«Я - частица твоя,
мой Ямал»

5.Тема: «Изменение в
природе» зеленеют
листочки, распускаются

Цель: расширять знания у детей о
сезонных изменениях живой и
неживой природы.

Учить детей отмечать летние изменения в природе.
Знакомство с одуванчиком (рассмотреть его окрас, стебель,
листья)

18

Способствовать формированию у детей потребности общению
с природой и окружающим миром, ответственности за
«братьев наших меньших». Знакомство с внешним строением
птицы. Вызывать желание помочь им. Дать знания о дне
«День птиц». Побуждать детей к наблюдению за повадками
птиц.
Расширять представления о народной культуре, продолжать
знакомить с устным народным творчеством.

«Комплекс №2»
Материал: шапочки
оленят,
иллюстрации
Зрительная
гимнастика
«Комплекс №2»
Материал: шапочки
оленят,
иллюстрации.
Зрительная
гимнастика
«Солнышко»
Материал: березки,
ежик, зайчик, олень,
волк
Зрительная
гимнастика
«Солнышко»

Зрительная
гимнастика
«Буратино»
Динамическая пауза
«Мы активно
отдыхаем»

Зрительная
гимнастика
«Буратино»

цветочки, познакомить с
одуванчиком.

Пальчиковая
гимнастика «Паучок

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».