Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Кристаллик»_________________________________ Ямальская ул., д.23, К .А ., г. Салехард, Ямало - Ненецкий автономный округ, 629001 Тел./факс (34922) 4-12-76, 4-12-77 E-mail: mdou9@edu.shd.ru ОКПО 65015521, ОГРН 1108901000603, ИНН 8901024080, КПП 890101001 Рассмотрено на общем собрании трудового коллектива МБДОУ Детский сад «Кристаллик» Протокол № 7 от 14.02.2023 г. Утверждено fM# М БДОУ сад «Кристаллик» 4ч'РЗ:2023 г. ова * * * '' Согласовано С первичной профсоюзной организацией М БДО У «Кристадлик» ПрехугеЯателргфофсоюзного комитета Е.Г. Витязева ПОЛОЖЕНИЕ о порядке организации и функционирования группы компенсирующей направленности для детей с интеллектуальными нарушениями (УО) МБДОУ Детский сад «Кристаллик» 1.Общие положения 1.1. Настоящее положение регулирует деятельность группы компенсирующей направленности для детей с интеллектуальными нарушениями (УО) в дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Кристаллик» города Салехард в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», уставом МБДОУ «Детский сад «Кристаллик» (далее по тексту ДОУ). 1.2. Нормативными основаниями для деятельности группы для детей с интеллектуальными нарушениями (УО) является: • Конвенция о правах людей с инвалидностью, 13 декабря 2006 года. Статья 24; • Приказ Минпросвещения России от 21.01.2019 №32 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014»; • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, положениями которого закрепляются базовые для реализации обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью понятия: инклюзивное образование, адаптированная образовательная программа и обучающийся с ОВЗ, а так же, определяются основные требования к организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ); • Письма Минобразования России "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении" (от 16.01. 2002 г. № 03-51- 5 ин/ 23-03); • Письма Министерства общего и профессионального образования РФ "Об учителях-дефектологов и педагогах-психологах учреждений образования" (от 22.01.1998 г. № 20-58-07 ин/20-4); • Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР-535/07«0 коррекционном и инклюзивном образовании». https://docs.cntd.ru/document/499050217?marker=6500IL: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (вместе с "СанПиН 1.2.3685-21. Санитарные правила и нормы..") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62296). 2.Порядок направления и приёма детей с нарушением интеллекта (УО) в группу компенсирующей направленности 2.1.Решение о направлении ребенка в группу компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта (УО) выносится территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (далее ТПМПК) на основании представленных родителями медицинских документов, результатов обследования ребенка. 2.2.Зачисление в группу компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта осуществляется на основании заключения ТПМПК. 2.3. По рекомендации ТПМПК, в случае, когда требуется динамическое наблюдение за ребенком для уточнения, внесения изменений в образовательный маршрут, он может быть зачислен в группу на 1 год. 2.4.По рекомендации ТПМПК, при необходимости оказании помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований, оказании технической помощи по преодолению препятствий в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (абилитации) инвалида, воспитаннику может быть рекомендовано предоставление услуг ассистента (помощника) и / или тьютора. 3.Организация коррекционно-развивающего сопровождения 3.1.Группа компенсирующей направленности для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью, далее УО) создана в целях оказания своевременной систематической психолого-педагогической помощи детям с нарушением интеллекта, консультативно-методической поддержки родителям (законным представителям) по воспитанию и обучению ребенка, его социальной адаптации и формированию предпосылок учебной деятельности. 3.2.Группа компенсирующей направленности для детей с интеллектуальными нарушениями (УО) открывается на основании приказа учредителя, в котором указываются режим ее работы, количество детей. 3.3.В группе компенсирующей направленности обеспечивается коррекционноразвивающее сопровождение детей с 4 до 7 (8) лет с нарушением интеллекта (умственной отсталостью). Количество детей в группе компенсирующей направленности не должно превышать: для детей с умственной отсталостью легкой степени - 10 детей. Допускается организовывать разновозрастные (смешанные) группы детей с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы. 3.4Группа размещается в помещении, оборудованном и оформленном с учетом возраста детей и отвечающем педагогическим, санитарно-гигиеническим требованиям и правилам пожарной безопасности. 3.5.Организация образовательного процесса в группе ведется в соответствии с Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 3.6.Основными формами организации коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с интеллектуальными нарушениями (УО), являются индивидуальные и подгрупповые занятия, продолжительность которых зависят от возрастных особенностей детей: для детей от 3-х до 4-х лет не более 15 минут; для детей от 4-х до 5-ти лет не более 20 минут; для детей от 6-ти до 7(8)-ми лет не более 30 минут. 3.7.Основными задачами коррекционно-развивающего сопровождения являются: организация комплексного психолого-педагогического изучения особенностей ребенка (динамическое наблюдение развития ребенка в образовательном процессе, определение эффективности реализации индивидуального маршрута сопровождения ребенка с ОВЗ категория (ребенокинвалид); обеспечение условий для социализации семей, воспитывающих детей с интеллектуальными нарушениями (УО). 3.8.Педагогический коллектив ДОУ самостоятелен в выборе методик и технологий воспитания детей с нарушением интеллекта (УО) с учетом индивидуально-психологических, типологических особенностей воспитанников, индивидуальной программой реабилитации (абилитации) инвалида, а также структуры дефекта, выявленной в ходе комплексной психолого-педагогической диагностики. 3.9.При отсутствии или низкой динамике развития детей специалисты психолого-педагогического консилиума имеют право рекомендовать родителям (законным представителям) провести обследование детей в ТПМПК для внесения изменений в образовательный маршрут. 3.10.В период с сентября по октябрь с воспитанниками группы компенсирующей направленности проводится комплексное психологопедагогическое обследование всеми специалистами детского сада: учителемдефектологом (олигофренопедагогом), учителем-логопедом, педагогом-психологом. 3.11.На заседании психолого - педагогического консилиума анализируются результаты обследования и составляется индивидуальный маршрут сопровождения с учетом индивидуальной программы. 3.12.В начале учебного года специалисты ППк сопровождения знакомят родителей с индивидуальным маршрутом сопровождения ребенка, в течение года информируют о динамике развития, дают рекомендации по обучению и воспитанию ребёнка с интеллектуальными нарушениями (УО). 4.Кадровое обеспечение 4.1.Коррекционно-развивающую работу в группе компенсирующей направленности осуществляют: учитель-дефектолог (олигофренопедагог) – планирует и проводит коррекционные занятия в подгруппах и индивидуально, консультирует родителей, осуществляет взаимодействие с воспитателями и специалистами ДОУ; учитель-логопед – планирует и организует работу по формированию (развитию), речи, взаимодействует по вопросам речевого развития воспитанников с учителем-дефектологом (олигофренопедагогом), воспитателями, родителями; воспитатель - проводит образовательную деятельность по развитию художественно-эстетического направления, формирует у детей культурногигиенические навыки, организует игровую, трудовую, физическую деятельность детей, обеспечивает присмотр и уход за детьми взаимодействует со специалистами; педагог-психолог – проводит диагностику, консультирует педагогов и родителей, проводит коррекционную работу с детьми; музыкальный руководитель – организует НОД с учетом психофизиологических особенностей воспитанников; инструктор по физической культуре – организует НОД с учетом психофизиологических особенностей воспитанников; социальный педагог–осуществляет социально-педагогическую поддержку воспитанникам и их семьям; тьютор-осуществляет реализацию индивидуального маршрута сопровождения, обеспечивает индивидуальный подход в процессе образовательной деятельности. 4.2.С целью социализации воспитанников группы в детском саду с учетом их психофизических особенностей, может быть организована их временная интеграция (инклюзия) в среду воспитанников без нарушений в развитии (досуговые мероприятия, совместные прогулки, НОД и др.). 4.3.При получении дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности для организации непрерывной образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей детей в штатное расписание вводятся штатные единицы специалистов: -учителя-дефектолога (олигофренопедагога) не менее 1 штатной единицы; - учителя-логопеда не менее 0,5 штатной единицы; - педагога-психолога не менее 1 штатной единицы; - тьютора не менее 1 штатной единицы. 5.Делопроизводство Для фиксирования коррекционного процесса, отслеживания динамики развития воспитанников, педагогами (воспитателями, специалистами ДОУ) предусмотрено ведение следующей документации: перспективный план работы на учебный год (учитель-дефектолог (олигофренопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог); календарный план проведения непосредственно образовательной деятельности (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели группы); табель учета посещаемости воспитанниками коррекционных занятий (учитель-дефектолог (олигофренопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели группы); диагностические карты (специалисты ДОУ); отчетная документация по результатам работы (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели группы); индивидуальный дневник наблюдения воспитанника (воспитатели группы, специалисты ДОУ); «лист взаимодействия» (специалист-воспитатель); индивидуальная программа коррекционной работы воспитанника; рабочие программы (воспитатели группы, специалисты ДОУ); «динамика развития ребенка зачисленного на психолого-педагогическое сопровождение» (воспитатели, специалисты ДОУ); «журнал регистрации консультаций» (специалисты ДОУ). 6. Руководство группой компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта (УО) 6.1.Непосредственное руководство работой учителя-дефектолога (олигофренопедагога) осуществляет администрация ДОУ. 6.2. Методист (по коррекционной работе) обеспечивает: непосредственный контроль; научно-методическое сопровождение; консультативную помощь учителю-дефектологу (олигофренопедагогу); координацию взаимодействия учителя-дефектолога (олигофренопедагога) со специалистами детского сада.