Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Кристаллик»____________________________ Ямальская ул., д.23, К .А ., г. Салехард, Ямало - Ненецкий автономный округ, 629001 Тел./факс (34922) 4-12-76, 4-12-77 E-mail: mdou9@edu.shd.ru ОКПО 65015521, ОГРН 1108901000603, ИНН 8901024080, КПП 890101001 Рассмотрено на общем собрании трудового коллектива МБДОУ Детский сад «Кристаллик» Протокол № 7 от 14.02.2023 г. Утверждено Прикавоь&даведующего М БДОУ п / ' Д ! М&Л исталлик» $02.2023 г. Петрова Согласовано С первичной профсоюзной организацией М БДОУ «Кристаллик» профсоюзного комитета Е.Г. Витязева ПОЛОЖЕНИЕ о порядке организации и функционирования группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения (слепые, слабовидящие) МБДОУ Детский сад «Кристаллик» 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение регулирует деятельность группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения (слепые, слабовидящие) в дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Кристаллик» города Салехард в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», уставом МБДОУ «Детский сад «Кристаллик» (далее по тексту ДОУ). 1.2. Нормативными основаниями для деятельности группы для детей с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие) является: • Конвенция о правах людей с инвалидностью, 13 декабря 2006 года. Статья 24; • Приказ Минпросвещения России от 21.01.2019 №32 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014»; • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, положениями которого закрепляются базовые для реализации обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью понятия: инклюзивное образование, адаптированная образовательная программа и обучающийся с ОВЗ, а так же, определяются основные требования к организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ); • Письма Минобразования России "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении" (от 16.01. 2002 г. № 03-51- 5 ин/ 23-03); • Письма Министерства общего и профессионального образования РФ "Об учителях-дефектологов и педагогах-психологах учреждений образования" (от 22.01.1998 г. № 20-58-07 ин/20-4); Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР-535/07«О коррекционном и инклюзивном образовании». https://docs.cntd.ru/document/499050217?marker=6500IL; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (вместе с "СанПиН 1.2.3685-21. Санитарные правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62296). 2. Порядок направления и приёма детей с нарушением зрения (слепые, слабовидящие) в группу компенсирующей направленности 2.1. Решение о направлении ребенка в группу компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения (слепые, слабовидящие) выносится территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (далее ТПМПК) на основании представленных родителями медицинских документов, результатов обследования ребенка. 2.2. Зачисление в группу компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения осуществляется на основании заключения ТПМПК. 2.3. По рекомендации ТПМПК, в случае, когда требуется динамическое наблюдение за ребенком для уточнения, внесения изменений в образовательный маршрут, он может быть зачислен в группу на 1 год. 2.1. По рекомендации ТПМПК, при необходимости оказании помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований, оказании технической помощи по преодолению препятствий в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (абилитации) инвалида, воспитаннику может быть рекомендовано предоставление услуг ассистента (помощника) и / или тьютора. 3. Организация коррекционно-развивающего сопровождения 3.1. Группа компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения (слепые, слабовидящие) создана в целях оказания своевременной систематической психолого-педагогической помощи детям с тяжелой патологией зрения, консультативно-методической поддержки родителям (законным представителям) по воспитанию и обучению их ребенка, его социальной адаптации и формирования предпосылок учебной деятельности. 3.2. Группа компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения (слепые, слабовидящие) открывается на основании приказа учредителя, в котором указываются режим ее работы, количество детей. 3.3. В группе компенсирующей направленности обеспечивается коррекционно-развивающее сопровождение детей с 3 до 7(8) лет с нарушением зрения (слепые, слабовидящие). Количество детей в группе компенсирующей направленности не должно превышать: для слепых, слабовидящих детей – 6 детей. 3.4. Допускается организовывать разновозрастные (смешанные) группы детей с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы. 3.5. Группа компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения (слепые, слабовидящие) размещается в помещении, оборудованном и оформленном с учетом возраста детей и отвечающем педагогическим, санитарногигиеническим требованиям и правилам пожарной безопасности. 3.6. Организация образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения (слепые, слабовидящие) ведется в соответствии с Адаптированной основной образовательной программой ДОУ, составленной с учетом программы коррекционного обучения «Коррекционно- воспитательная работа в детском саду для детей с нарушением зрения» Л.И. Плаксиной. «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида» 3.7. Основными формами организации коррекционной работы в группах комбинированной направленности (амблиопия, косоглазие) являются индивидуальные и подгрупповые занятия и продолжительность которых зависят от возрастных особенностей детей: для детей от 3-х до 4-х лет не более 15 минут; для детей от 4-х до 5-ти лет не более 20 минут; для детей от 6-ти до 7-ми лет не более 30 минут. 3.8. Основными задачами коррекционно-развивающего сопровождения являются: организация комплексного психолого-педагогического изучения особенностей ребенка (динамическое наблюдение развития ребенка в образовательном процессе, определение эффективности реализации индивидуального маршрута сопровождения ребенка с ОВЗ категория (ребенокинвалид); обеспечение условий для социализации семей, воспитывающих детей с тяжёлыми нарушениями зрения. 3.9. Педагогический коллектив ДОУ самостоятелен в выборе методик и технологий воспитания детей с нарушением зрения с учетом индивидуальнопсихологических, типологических особенностей воспитанников, а также структуры дефекта, выявленной в ходе комплексной психолого-медико-педагогической диагностики. 3.10. При отсутствии или низкой динамике развития детей специалисты психолого - педагогического консилиума имеют право рекомендовать родителям (законным представителям) провести обследование детей в ТПМПК для внесения изменений в образовательный маршрут. 3.11. В период с сентября по октябрь с воспитанниками группы компенсирующей направленности проводится комплексное психологопедагогическое обследование всеми специалистами детского сада: учителемдефектологом (тифлопедагогом), учителем-логопедом, педагогом-психологом. 3.12. На заседании психолого - педагогического консилиума анализируются результаты обследования и составляется индивидуальный маршрут сопровождения с учетом индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА). 3.13. В начале учебного года специалисты ППк сопровождения знакомит родителей с индивидуальным маршрутом сопровождения ребенка, в течение года информируют о динамике развития, дают рекомендации по обучению и воспитанию ребёнка с тяжёлым нарушением зрения. 4. Кадровое обеспечение 4.1. Коррекционно-развивающую работу в группе компенсирующей направленности осуществляют: учитель-дефектолог (тифлопедагог) – планирует и проводит коррекционные занятия в подгруппах и индивидуально, консультирует родителей, осуществляет взаимодействие с воспитателями и специалистами ДОУ; учитель-логопед – планирует и организует работу по формированию (развитию), речи, взаимодействует по вопросам речевого развития детей с учителемдефектологом (тифлопедагогом), воспитателями, родителями; воспитатель - проводит образовательную деятельность по развитию художественно-эстетического направления, формирует у детей культурно- гигиенические навыки, организует игровую, трудовую, физическую деятельность детей, обеспечивает присмотр и уход за детьми взаимодействует со специалистами; педагог-психолог – проводит диагностику, консультирует педагогов и родителей, проводит коррекционную работу с детьми; музыкальный руководитель – организует НОД с учетом психофизиологических особенностей воспитанников; инструктор по физической культуре – организует НОД с учетом психофизиологических особенностей воспитанников; социальный педагог – осуществляет социально-педагогическую поддержку воспитанникам их семьям; тьютор-осуществляет реализацию индивидуального маршрута сопровождения, обеспечивает индивидуальный подход в процессе образовательной деятельности. 4.2. С целью социализации воспитанников группы в детском саду организуется их временная интеграция (инклюзия) в среду воспитанников без нарушений в развитии (досуговые мероприятия, совместные прогулки, НОД и др.). 4.3. При получении дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности для организации непрерывной образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей детей в штатное расписание вводятся штатные единицы специалистов: -учителя-дефектолога (тифлопедагога) не менее 1 штатной единицы; - учителя логопеда не менее 0,5 штатной единицы; - педагог-психолога не менее 0,5 штатной единицы; - тьютора не менее 1 штатной единицы. 5.Делопроизводство Для фиксирования коррекционного процесса, отслеживания динамики развития воспитанников, педагогами (воспитатели, специалисты ДОУ) на группе предусмотрено ведение документации: перспективный план работы на учебный год (учитель-дефектолог (тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог); календарный план проведения непосредственно образовательной деятельности (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели группы); табель учета посещаемости воспитанниками коррекционных занятий (учитель-дефектолог (тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели группы); диагностические карты (специалисты ДОУ); отчетная документация по результатам работы (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели группы); индивидуальный дневник наблюдения воспитанника (воспитатели группы, специалисты ДОУ); «лист взаимодействия» (специалист-воспитатель); индивидуальная программа коррекционной работы воспитанника; рабочие программы (воспитатели группы, специалисты ДОУ); «динамика развития ребенка зачисленного на психолого-педагогическое сопровождение» (воспитатели, специалисты ДОУ); «журнал регистрации консультаций» (специалисты ДОУ). 6. Руководство группой компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения (слепые, слабовидящие) 6.1. Непосредственное руководство работой учителя-дефектолога (тифлопедагога) осуществляет администрация ДОУ. 6.2. Методист (по коррекционной работе) обеспечивает: непосредственный контроль; научно-методическое сопровождение; консультативную помощь учителю-дефектологу (тифлопедагогу); координацию взаимодействия учителя-дефектолога (тифлопедагога) со специалистами детского сада.