Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Положение о порядке организации и функционирования группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения (слепые, слабовидящие) МБДОУ Детский сад «Кристаллик»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Кристаллик»____________________________
Ямальская ул., д.23, К .А ., г. Салехард, Ямало - Ненецкий автономный округ, 629001
Тел./факс (34922) 4-12-76, 4-12-77 E-mail: mdou9@edu.shd.ru
ОКПО 65015521, ОГРН 1108901000603, ИНН 8901024080, КПП 890101001
Рассмотрено
на общем собрании трудового
коллектива
МБДОУ Детский сад «Кристаллик»
Протокол № 7 от 14.02.2023 г.

Утверждено
Прикавоь&даведующего М БДОУ
п / ' Д ! М&Л
исталлик»
$02.2023 г.
Петрова

Согласовано
С первичной профсоюзной организацией
М БДОУ «Кристаллик»
профсоюзного комитета
Е.Г. Витязева
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке организации и функционирования группы компенсирующей
направленности для детей с нарушением зрения (слепые, слабовидящие)
МБДОУ Детский сад «Кристаллик»
1. Общие положения
1.1.
Настоящее
положение
регулирует
деятельность
группы
компенсирующей
направленности для детей с нарушением зрения (слепые,
слабовидящие) в дошкольном образовательном учреждении «Детский сад
«Кристаллик» города Салехард в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации», уставом МБДОУ «Детский сад «Кристаллик»
(далее по тексту ДОУ).
1.2.
Нормативными основаниями для деятельности группы для детей с
нарушениями зрения (слепые, слабовидящие) является:
• Конвенция о правах людей с инвалидностью, 13 декабря 2006 года. Статья 24;
• Приказ Минпросвещения России от 21.01.2019 №32 «О внесении изменений в
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014»;
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
N 273-ФЗ, положениями которого закрепляются базовые для реализации обучения
лиц с ОВЗ и инвалидностью понятия: инклюзивное образование, адаптированная
образовательная программа и обучающийся с ОВЗ, а так же, определяются основные
требования к организации получения образования обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ);
• Письма Минобразования России "Об интегрированном воспитании и
обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольном образовательном
учреждении" (от 16.01. 2002 г. № 03-51- 5 ин/ 23-03);
• Письма Министерства общего и профессионального образования РФ "Об
учителях-дефектологов и педагогах-психологах учреждений образования" (от
22.01.1998 г. № 20-58-07 ин/20-4);

 Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР-535/07«О коррекционном и
инклюзивном
образовании».
https://docs.cntd.ru/document/499050217?marker=6500IL;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания" (вместе с "СанПиН 1.2.3685-21.
Санитарные правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N
62296).
2. Порядок направления и приёма детей с нарушением зрения (слепые,
слабовидящие) в группу компенсирующей направленности
2.1. Решение о направлении ребенка в группу компенсирующей
направленности для детей с нарушением зрения (слепые, слабовидящие) выносится
территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (далее ТПМПК) на
основании представленных родителями медицинских документов, результатов
обследования ребенка.
2.2. Зачисление в группу компенсирующей направленности для детей с
нарушением зрения осуществляется на основании заключения ТПМПК.
2.3. По рекомендации ТПМПК, в случае, когда требуется динамическое
наблюдение за ребенком для уточнения, внесения изменений в образовательный
маршрут, он может быть зачислен в группу на 1 год.
2.1. По рекомендации ТПМПК, при необходимости оказании помощи в
соблюдении санитарно-гигиенических требований, оказании технической помощи
по преодолению препятствий в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации (абилитации) инвалида, воспитаннику может быть рекомендовано
предоставление услуг ассистента (помощника) и / или тьютора.
3. Организация коррекционно-развивающего сопровождения
3.1. Группа компенсирующей направленности для детей с нарушением
зрения (слепые, слабовидящие) создана в целях оказания своевременной
систематической психолого-педагогической помощи детям с тяжелой патологией
зрения,
консультативно-методической
поддержки
родителям
(законным
представителям) по воспитанию и обучению их ребенка, его социальной адаптации и
формирования предпосылок учебной деятельности.
3.2. Группа компенсирующей направленности для детей с нарушением
зрения (слепые, слабовидящие) открывается на основании приказа учредителя, в
котором указываются режим ее работы, количество детей.
3.3. В группе компенсирующей направленности
обеспечивается
коррекционно-развивающее сопровождение детей с 3 до 7(8) лет с нарушением
зрения (слепые, слабовидящие). Количество детей в группе компенсирующей
направленности не должно превышать: для слепых, слабовидящих детей – 6 детей.
3.4. Допускается организовывать разновозрастные (смешанные) группы
детей с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего
анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы.
3.5. Группа компенсирующей направленности для детей с нарушением
зрения (слепые, слабовидящие) размещается в помещении, оборудованном и
оформленном с учетом возраста детей и отвечающем педагогическим, санитарногигиеническим требованиям и правилам пожарной безопасности.
3.6. Организация образовательного процесса в группе компенсирующей
направленности для детей с нарушением зрения (слепые, слабовидящие) ведется в
соответствии с Адаптированной основной образовательной программой
ДОУ,
составленной с учетом программы коррекционного обучения «Коррекционно-

воспитательная работа в детском саду для детей с нарушением зрения» Л.И.
Плаксиной.
«Программа
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений IV вида»
3.7. Основными формами организации коррекционной работы в группах
комбинированной направленности (амблиопия, косоглазие) являются индивидуальные и
подгрупповые занятия и продолжительность которых зависят от возрастных особенностей
детей:
 для детей от 3-х до 4-х лет не более 15 минут;
 для детей от 4-х до 5-ти лет не более 20 минут;
 для детей от 6-ти до 7-ми лет не более 30 минут.
3.8. Основными задачами коррекционно-развивающего сопровождения
являются:
 организация
комплексного
психолого-педагогического
изучения
особенностей ребенка (динамическое наблюдение развития ребенка в
образовательном
процессе,
определение
эффективности
реализации
индивидуального маршрута сопровождения ребенка с ОВЗ категория (ребенокинвалид);
 обеспечение условий для социализации семей, воспитывающих детей с
тяжёлыми нарушениями зрения.
3.9. Педагогический коллектив ДОУ самостоятелен в выборе методик и
технологий
воспитания
детей с нарушением зрения с учетом индивидуальнопсихологических, типологических особенностей воспитанников, а также структуры
дефекта, выявленной в ходе комплексной психолого-медико-педагогической
диагностики.
3.10. При отсутствии или низкой динамике развития детей специалисты
психолого - педагогического консилиума имеют право рекомендовать родителям
(законным представителям) провести обследование детей в ТПМПК для внесения
изменений в образовательный маршрут.
3.11. В период с сентября по октябрь с воспитанниками группы
компенсирующей
направленности
проводится
комплексное
психологопедагогическое обследование всеми специалистами детского сада: учителемдефектологом (тифлопедагогом), учителем-логопедом, педагогом-психологом.
3.12. На заседании психолого - педагогического консилиума анализируются
результаты обследования и составляется индивидуальный маршрут сопровождения
с учетом индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА).
3.13. В начале учебного года специалисты ППк сопровождения знакомит
родителей с индивидуальным маршрутом сопровождения ребенка, в течение года
информируют о динамике развития, дают рекомендации по обучению и воспитанию
ребёнка с тяжёлым нарушением зрения.
4. Кадровое обеспечение
4.1. Коррекционно-развивающую работу в группе компенсирующей
направленности осуществляют:
 учитель-дефектолог
(тифлопедагог)
–
планирует
и
проводит
коррекционные занятия в подгруппах и индивидуально, консультирует родителей,
осуществляет взаимодействие с воспитателями и специалистами ДОУ;
 учитель-логопед – планирует и организует работу по формированию
(развитию), речи, взаимодействует по вопросам речевого развития детей с учителемдефектологом (тифлопедагогом), воспитателями, родителями;
 воспитатель - проводит образовательную деятельность по развитию
художественно-эстетического направления,
формирует у детей культурно-

гигиенические навыки, организует игровую, трудовую, физическую деятельность
детей, обеспечивает присмотр и уход за детьми взаимодействует со специалистами;
 педагог-психолог – проводит диагностику, консультирует педагогов и
родителей, проводит коррекционную работу с детьми;
 музыкальный
руководитель
–
организует
НОД
с
учетом
психофизиологических особенностей воспитанников;
 инструктор по физической культуре – организует НОД с учетом
психофизиологических особенностей воспитанников;
 социальный педагог – осуществляет социально-педагогическую поддержку
воспитанникам их семьям;
 тьютор-осуществляет
реализацию
индивидуального
маршрута
сопровождения, обеспечивает индивидуальный подход в процессе образовательной
деятельности.
4.2. С целью социализации воспитанников группы
в детском саду
организуется их временная интеграция (инклюзия) в среду воспитанников без
нарушений в развитии (досуговые мероприятия, совместные прогулки, НОД и др.).
4.3. При получении дошкольного образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности для
организации непрерывной образовательной деятельности и коррекционных занятий
с учетом особенностей детей в штатное расписание вводятся штатные единицы
специалистов:
-учителя-дефектолога (тифлопедагога) не менее 1 штатной единицы;
- учителя логопеда не менее 0,5 штатной единицы;
- педагог-психолога не менее 0,5 штатной единицы;
- тьютора не менее 1 штатной единицы.
5.Делопроизводство
Для фиксирования коррекционного процесса, отслеживания динамики
развития воспитанников, педагогами (воспитатели, специалисты ДОУ) на группе
предусмотрено ведение документации:
 перспективный план работы на учебный год (учитель-дефектолог
(тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог);
 календарный план проведения непосредственно образовательной
деятельности
(учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог,
воспитатели группы);
 табель учета посещаемости воспитанниками коррекционных занятий
(учитель-дефектолог
(тифлопедагог),
учитель-логопед,
педагог-психолог,
воспитатели группы);
 диагностические карты (специалисты ДОУ);
 отчетная документация по результатам работы (учитель-дефектолог,
учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели группы);
 индивидуальный дневник наблюдения
воспитанника (воспитатели
группы, специалисты ДОУ);
 «лист взаимодействия» (специалист-воспитатель);
 индивидуальная программа коррекционной работы воспитанника;
 рабочие программы (воспитатели группы, специалисты ДОУ);
 «динамика развития ребенка зачисленного на психолого-педагогическое
сопровождение» (воспитатели, специалисты ДОУ);
 «журнал регистрации консультаций» (специалисты ДОУ).
6. Руководство группой компенсирующей направленности для детей с
нарушением зрения (слепые, слабовидящие)

6.1. Непосредственное руководство работой учителя-дефектолога
(тифлопедагога) осуществляет администрация ДОУ.
6.2. Методист (по коррекционной работе) обеспечивает:
 непосредственный контроль;
 научно-методическое сопровождение;
 консультативную помощь учителю-дефектологу (тифлопедагогу);
 координацию взаимодействия учителя-дефектолога (тифлопедагога) со
специалистами детского сада.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».