Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Кристаллик»___________________ Ямальская ул., д.23, К.А., г. Салехард, Ямало - Ненецкий автономный округ, 629001 Тел./факс (34922) 4-12-76, 4-12-77 E-mail: mdou9@edu.shd.ru ОКПО 65015521, ОГРН 1108901000603, ИНН 8901024080, КПП 890101001 Рассмотрено на общем собрании трудового коллектива МБДОУ Детский сад «Кристаллик» Протокол № 7 от 14.02.2023 г. Утверждено заведующего МБДОУ Детск .2023 г. Петрова Согласовано С первичной профсоюзной организацией МБДОУ «Кристаллик» ЛредсодатедьУтофсоюзного комитета Е.Г. Витязева ПОЛОЖЕНИЕ о психолого-педагогическом консилиуме муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Кристаллик» 1. Общие положения 1.1. Психолого-педагогический консилиум (далее - ППк) является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Кристаллик» (далее - МБДОУ) с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации воспитанников посредством психолого-педагогического сопровождения. 1.2. Задачами ППк являются: 1.2.1. выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении воспитанников для последующего принятия решений об МБДОУ психолого-педагогического сопровождения; 1.2.2. разработка рекомендаций по МБДОУ психолого-педагогического сопровождения воспитанников; 1.2.3. консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей воспитанников; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования; 1.2.4. контроль за выполнением рекомендаций ППк. 2. Организация деятельности ППк 2.1. ППк создается на базе МБДОУ г. Салехарда Детский сад «Кристаллик» приказом заведующего МБДОУ. Для организации деятельности ППк в МБДОУ оформляются: приказ руководителя МБДОУ о создании ППк с утверждением состава ППк; положение о ППк, утвержденное руководителем МБДОУ. 2.2. В ППк ведется документация согласно приложению 1. Порядок хранения и срок хранения документов ППк должен быть определен в Положении о ППк. 2.3. Общее руководство и контроль за деятельностью ППк осуществляет заведующий МБДОУ. 2.4. Состав ППк включает: председателя ППк - заместитель заведующего МБДОУ, заместителя председателя ППк, педагогов-психологов, учителейлогопедов, учителей-дефектологов (тифло - и олигофренопедагогов), социального педагога, секретаря ППк (из числа членов ППк). 2.5. Заседания ППк проводятся под руководством Председателя ППк или лица, исполняющего его обязанности. 2.6. Ход заседания фиксируется в протоколе (приложение 2). Протокол ППк оформляется не позднее пяти рабочих дней после проведения заседания и подписывается всеми участниками заседания ППк. 2.7. Коллегиальное решение ППк, содержащее обобщенную характеристику воспитанника и рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения, фиксируются в заключении (приложение 3). Заключение подписывается всеми членами ППк, присутствующими в день проведения заседания, и содержит коллегиальный вывод с соответствующими рекомендациями, которые являются основанием для реализации психологопедагогического сопровождения обследованного воспитанника. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных представителей) в день проведения заседания. В случае несогласия родителей (законных представителей) воспитанника с коллегиальным заключением ППк они выражают свое мнение в письменной форме в соответствующем разделе заключения ППк, а образовательный процесс осуществляется по ранее определенному образовательному маршруту в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических работников, работающих с обследованным воспитанником, и специалистов, участвующих в его психолого-педагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней после проведения заседания. 2.8. При направлении воспитанника на территориальную психолого педагогическую комиссию (далее - ТПМПК) оформляется Представление ППк на воспитанника (приложение 4). Представление ППк на воспитанника готовится и подписывается педагогом и/или специалистом психолого-педагогического профиля, в динамике наблюдающим ребенка (воспитатель, тьютор, педагог-психолог, учительдефектолог, учитель-логопед). Представление ППк на воспитанника для предоставления на ТПМПК выдается родителям (законным представителям) под личную подпись. Режим деятельности ППк 3.1. Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом МБДОУ на обследование и организацию комплексного сопровождения воспитанников и отражается в графике проведения заседаний. 3.2. Заседания ППк подразделяются на плановые и внеплановые. 3.3. Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения, но не реже одного раза в полугодие, для оценки динамики обучения и коррекции для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников. 3.4. Внеплановые заседания ППк проводятся при зачислении нового воспитанника, нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении; при отрицательной (положительной) динамике обучения и развития воспитанника; при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие воспитанника в соответствии с запросами его родителей (законных представителей), педагогических и руководящих работников МБДОУ; с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях. 3.5. При проведении ППк учитываются результаты освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степень социализации и адаптации воспитанника. На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для участников образовательных отношений по организации психологопедагогического сопровождения воспитанника. 3.6. Деятельность специалистов ППк осуществляется бесплатно. 3.7. Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом заседаний ППк, а также запросами участников образовательных отношений на обследование и организацию комплексного сопровождения воспитанников. Специалистам ППк за увеличение объема работ устанавливается доплата, размер которой определяется МБДОУ самостоятельно. 3. Проведение обследования 4.1. Процедура и продолжительность обследования ППк определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей обследуемого воспитанника. 4.2. Обследование воспитанника специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников МБДОУ с письменного согласия родителей (законных представителей) (приложение 5). 4.3. Секретарь ППк по согласованию с председателем ППк заблаговременно информирует членов ППк о предстоящем заседании ППк, организует подготовку и проведение заседания ППк. 4.4. На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций 4. воспитаннику назначается ведущий специалист: воспитатель или другой специалист психолого-педагогического сопровождения МБДОУ. Ведущий специалист представляет воспитанника на ППк и выходит с инициативой повторных обсуждений на ППк (при необходимости). 4.5. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение, и разрабатываются рекомендации. На заседании ППк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк. 4.6. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степени социализации и адаптации воспитанника. 5. Содержание рекомендаций ППк по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников 5.1. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ограниченными возможностями здоровья конкретизируют, дополняют рекомендации ТПМПК и могут включать в том числе: -разработку адаптированной основной общеобразовательной программы; -разработку индивидуального учебного плана воспитанника; -адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов; -предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего воспитаннику необходимую техническую помощь, услуг по сурдопереводу, тифлопереводу, тифлосурдопереводу (индивидуально или на группу воспитанников), в том числе на период адаптации воспитанника в МБДОУ / учебную четверть, полугодие, учебный год / на постоянной основе; -другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции МБДОУ. 5.2. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанника на основании медицинского заключения могут включать условия обучения, воспитания и развития, требующие организацию обучения по индивидуальному учебному плану, учебному расписанию, медицинского сопровождения, в том числе: -дополнительный выходной день; -организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня / снижение двигательной нагрузки; -предоставление дополнительных перерывов для приема пищи; -предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; -другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции МБДОУ. 5.3. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанника, испытывающего трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации могут включать в том числе: -проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с воспитанником; -разработку индивидуального учебного плана воспитанника; -адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов; -профилактику асоциального (девиантного) поведения воспитанника; -другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции МБДОУ. 5.4.Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников реализуются на основании письменного согласия родителей (законных представителей). Приложение 1 к Положению о психолого-педагогическом консилиуме МБДОУ Документация ППк 1. Приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов ППк; 2. Положение о ППк; 3. График проведения плановых заседаний ППк на учебный год; 4. Журнал учета заседаний ППк и обучающихся, прошедших ППк по форме: № п/п Дата Тематика заседания* Вид консилиума (плановый/внеплановый) * - утверждение плана работы ППк; утверждение плана мероприятий по выявлению воспитанников с особыми образовательными потребностями; проведение комплексного обследования воспитанника; обсуждение результатов комплексного обследования; обсуждение результатов образовательной, воспитательной и коррекционной работы с воспитанниками; зачисление воспитанников на коррекционные занятия; направление воспитанников в ПМПК; составление и утверждение индивидуальных образовательных маршрутов (по форме определяемой образовательной организацией); экспертиза адаптированных основных образовательных программ МБДОУ; оценка эффективности и анализ результатов коррекционно-развивающей работы с воспитанниками и другие варианты тематик. 5. Журнал регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического консилиума по форме: № п/п ФИО воспитанника, группа Дата Инициатор рождения обращения Повод обращения Коллегиальное Результат в ППк заключение обращения 6. Протоколы заседания ППк; 7. Карта развития воспитанника, получающего психолого-педагогическое сопровождение (В карте развития находятся результаты комплексного обследования, характеристика или педагогическое представление на воспитанника, коллегиальное заключение консилиума, копии направлений на ТПМПК, согласие родителей (законных представителей) на обследование и психолого-педагогическое сопровождение ребенка, вносятся данные об обучении ребенка в группе, данные по коррекционной-развивающей работе, проводимой специалистами психолого-педагогического сопровождения. Карта развития хранится у председателя консилиума и выдается руководящим работникам МБДОУ, педагогам и специалистам, работающим с воспитанником. Форма оформления титульного листа представлена в приложении 6). 8. Журнал направлений воспитанников на ТПМПК по форме: № ФИО Дата Цель Причина п/п воспитанника, рождения направления направления группа Отметка о получении направления родителями Получено: далее перечень документов, переданных родителям (законным представителям) Я, ФИО родителя (законного представителя), пакет документов получил(а). « » ______________20__ г. Подпись: Расшифровка: Приложение 2 к Положению о психолого-педагогическом консилиуме МБДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Кристаллик» ПРОТОКОЛ заседания психолого-педагогического консилиума муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Кристаллик» № __ от « »___________20 г. Присутствовали: Фамилия Инициалы (должность в образовательной организации, роль в ППк), Фамилия Инициалы (мать/отец ФИО воспитанника). Повестка дня: 1. ... 2. ... Ход заседания ППк: 1. ... 2. ... Решение ППк: 1. ... 2. ... Приложения: (характеристики, представления на воспитанника, результаты продуктивной деятельности воспитанника, копии рабочих тетрадей, контрольных и проверочных работ и другие необходимые материалы) 1. ... 2. ... Председатель ППк____________И.О.Фамилия Члены ППк: ____________И.О.Фамилия ____________И.О.Фамилия Другие присутствующие на заседании: ____________И.О.Фамилия ____________И.О.Фамилия Приложение 3 к Положению о психолого-педагогическом консилиуме МБДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Кристаллик» Коллегиальное заключение психолого-педагогического консилиума муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Кристаллик» « » ______________20 ФИО воспитанника: Дата рождения воспитанника: Образовательная программа: Причина направления на ППк: года Общие сведения группа: Коллегиальное заключение ППк Выводы об имеющихся у ребенка трудностях (без указания диагноза) в развитии, обучении, адаптации (исходя из актуального запроса) и о мерах, необходимых для разрешения этих трудностей, включая определение видов, сроков оказания психолого-медикопедагогической помощи. Рекомендации педагогам Рекомендации родителям Приложение: (планы коррекционно-развивающей работы, образовательный маршрут и другие необходимые материалы) индивидуальный Председатель ППк____________И.О.Фамилия Члены ППк: ____________И.О.Фамилия ____________И.О.Фамилия С решением ознакомлен (а): _____________/______________________________ подпись и ФИО полностью родителя (законного представителя) С решением согласен (на): _____________/______________________________ подпись и ФИО полностью родителя (законного представителя) С решением согласен (на) частично, не согласен (на) в части: _______________ ____________________________________________________________________ _____________/_______________________________________________________ подпись и ФИО полностью родителя (законного представителя) Приложение 4 к Положению о психолого-педагогическом консилиуме МБДОУ Представление психолого-педагогического консилиума на воспитанника для предоставления на ТПМПК Общие сведения: - ФИО ребенка; - дата рождения; - возрастная группа; - наименование образовательной организации (по уставу); - дата поступления в образовательную организацию; - программа обучения (полное наименование); - форма организации образования: 1. в группе (комбинированной, компенсирующей, общеразвивающей направленности, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, Лекотека и др.); 2. на дому. - факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка в образовательной организации: переход из одной образовательной организации в другую (причины), перевод в другую группу, замена воспитателя (однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с образовательной организацией, обучение на основе индивидуального учебного плана, надомное обучение, повторное обучение, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.; - состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок – родственные отношения и количество детей/взрослых); - трудности, переживаемые в семье (материальные, хроническая психотравматизация, особо отмечается наличие жестокого отношения к ребенку, факт проживания совместно с ребенком родственников с асоциальным или антисоциальным поведением, психическими расстройствами - в том числе братья/сестры с нарушениями развития, а также переезд в другие социокультурные условия менее, чем 3 года назад, плохое владение русским языком одного или нескольких членов семьи, низкий уровень образования членов семьи, больше всего занимающихся ребенком). Информация об условиях и результатах образования ребенка в образовательной организации: 1. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития ребенка на момент поступления в образовательную организацию: качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отставало, отставало, неравномерно отставало, частично опережало). 2. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития ребенка на момент подготовки характеристики: качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отстает, отстает, неравномерно отстает, частично опережает). 3. Динамика (показатели) познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития (по каждой из перечисленных линий): крайне незначительная, незначительная, неравномерная, достаточная. 4. Динамика (показатели) деятельности (практической, игровой, продуктивной) за период нахождения в образовательной организации 1. 5. Динамика освоения программного материала: программа, по которой обучается ребенок (авторы или название ОП/АОП); соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы дошкольного образования - достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения): фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная. 6. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивностъ в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемостъ (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др. 7. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство). 8. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных классов - указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия), регулярность посещения этих занятий, выполнение домашних заданий этих специалистов. 9. Характеристики взросления 2: хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для воспитанника, ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих переживаний - например, запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки средств и т.п.); отношение к образовательной деятельности (наличие предпочитаемых занятий, видов деятельности, любимых педагогов); - отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию 1 2 Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Для воспитанников с диванным (общественно-опасным) поведением на них); - характер общения со сверстниками (отвергаемый или оттесненный, изолированный по собственному желанию, неформальный лидер); - значимость общения со сверстниками в системе ценностей воспитанника (приоритетная, второстепенная); - способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно, сформирована «на словах»); - самосознание (самооценка); - особенности психосексуального развития; - отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/утрачена). Поведенческие девиации: - совершенные в прошлом или текущие правонарушения; - наличие самовольных уходов из дома, бродяжничество; - проявления агрессии (физической и/или вербальной) по отношению к другим (либо к животным), склонность к насилию; - оппозиционные установки (спорит, отказывается) либо негативизм (делает наоборот); - сквернословие; - проявления злости и/или ненависти к окружающим (конкретизировать); - отношение к компьютерным играм (равнодушен, интерес, зависимость); - дезадаптивные черты личности (конкретизировать). 10. Информация о проведении индивидуальной профилактической работы (конкретизировать). 11. Общий вывод о необходимости уточнения, изменения, подтверждения образовательного маршрута, создания условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации и/или условий проведения индивидуальной профилактической работы. « » _______________ 20 года Председатель ППк М.П. ________________/ _____________________ подпись, расшифровка Представление подготовлено: должность ________________/ _____________________ подпись, расшифровка должность ________________/ _____________________ подпись, расшифровка Дополнительно: 1. Для воспитанника по АОП - указать коррекционно-развивающие курсы, динамику в коррекции нарушений; 2. Представление готовится и подписывается педагогом и/или специалистом психолого-педагогического профиля, в динамике наблюдающим ребенка (воспитатель, тьютор, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель логопед). Приложение 5 к Положению о психолого-педагогическом консилиуме МБДОУ Согласие родителей (законных представителей) воспитанника на проведение психолого-педагогического обследования специалистами ППк Я, ___________________________________________________________ ФИО родители (законного представителя) воспитанника _____________________________________________________________________ (номер, серия паспорта, когда и кем выдан) _________________________________________________________________________________ являюсь родителем (законным представителем) ___________________________ (нужное подчеркнуть) ______________________________________________, ___.____.______ года рождения, (ФИО ребенка, дата рождения в формате дд.мм.гггг) посещающего ______________________________________________группу (наименование возрастной группы, направленность) Выражаю согласие на проведение психолого-педагогического обследования. « »_________________20 ____ г. ________________/__________________ подпись расшифровка подписи Приложение 6 к Положению о психолого-педагогическом консилиуме МБДОУ Индивидуальная карта воспитанника (20____/20__ учебный год) _________________________________________________________________ Фамилия ______________________________________ ___________________________ Имя __________________________________________________________________ Отчество Дата рождения _________________ Адрес ________________________________________________________________ Из какого образовательного учреждения прибыл _____ ___________________________________________________________ Сведения о родителях (законных представителях) _____________________________________________________________________ (ФИО, телефон) _____________________________________________________________________ Ведущий специалист сопровождения _____________________________________________________________________ (ФИО, должность) Примечание (срок повторного прохождения ТПМПК, иные сведения при наличии) _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________